Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Искусство резьбы по древесине, имеющее в Республике Беларусь глубокие традиции, не потеряло своей актуальности и в настоящее время. Существует немало видов художественной обработки материалов. Однако далеко не каждый из них может войти составной частью в содержание трудового обучения и кружковых занятий во внешкольных учреждениях в качестве одного из средств, развивающих трудовые умения и навыки, творческие способности учащихся. Резьба по древесине является одним из таких видов декоративно-прикладного искусства, так как древесина – доступный и сравнительно легко обрабатываемый материал.
Резьбу по древесине используют для украшения детских площадок, мебели, изготовления сувенирных изделий (шкатулок, хлебниц и др.).
Объемная (скульптурная) резьба – это художественно обработанная со всех сторон объемная фигура, полностью или в основной массе оторванная от фона [1, с. 6]. Эта резьба отличается от других видов резьбы тем, что может обозреваться с любой точки и должна представлять зрителю одинаково тщательно, интересно обработанные детали и всю поверхность в целом.
Приступать к выполнению объемных композиций следует после овладения всеми приемами геометрической, плоскорельефной, рельефной резьбы, так как объемная резьба является самой сложной.
Для объемной резьбы используют разные породы древесины: липу, ольху, березу, клен. Однако начинающему резчику лучше использовать липу. Древесина должна быть прямослойной, без пороков.
При выборе заготовки необходимо также учитывать, что прочность древесины зависит от направления ее волокон. Элементы изделия, которые имеют продольное направление волокон древесины, выдерживают наибольшее сопротивление изгибу и наименьшее – скалыванию. Поэтому следует так ориентировать эскиз будущего изделия на заготовке, чтобы его тонкие элементы, которые могут сломаться, располагались вдоль волокон древесины, а сечения, которые могут сколоться, под углом к ним.
Выполнять скульптурную резьбу можно за обычным столом или за традиционным столярным верстаком. Начинающему резчику следует сделать эскизы будущего изделия в натуральную величину не менее чем с двух сторон – вид спереди и сбоку. Рекомендуется также изготовить модель в натуральную величину из глины или пластилина.
При выполнении скульптурной резьбы необходимо соблюдать правила резания древесины в зависимости от направления ее волокон.
Основные этапы выполнения объемной резьбы следующие: разметка заготовки, зарубка основных форм, грубая обработка объема, выявление скульптуры, чистовая проработка мелких элементов, окончательная отделка [2]. Грубую обработку объема ведут легким топором, пилой или электролобзиком. Для выявления форм скульптуры используют стамески с различными формами лезвий. Затем работают церазиком и богородским ножом, применяемым для отделочных операций.
Рассмотрим технологию выполнения объемной резьбы на примере изготовления камерной скульптуры под названием «Олень».
Для работы необходим основной инструмент: набор полукруглых стамесок, клюкарза, церазик, нож-косяк, богородский нож, массив ольховой древесины размером 320Ч180Ч60 мм, а также электролобзик, сверла по древесине диаметром 4 и 10 мм, копировальная бумага, карандаш, оригинал рисунка, мелкозернистая шлифовальная шкурка, кисточка, бейц, лак НЦ-218, клей ПВА (рисунок 1).
С помощью карандаша и копировальной бумаги на заготовку наносятся контуры рисунка. Чтобы рисунок на заготовке остался четким, его следует покрыть тонким слоем нитролака.
С помощью электролобзика выполняют так называемую «зарубку» основных форм, т.е. удаляют лишнюю массу древесины (рисунок 2).
Используя широкую отлогую стамеску, выполняют грубую обработку объема (рисунок 3). Так как изготавливаемая скульптура небольших размеров, лишняя древесина удаляется мелкими срезами. Заготовка обрабатывается равномерно со всех сторон. Выпуклые участки будущей скульптуры рекомендуется обрабатывать ножом-косяком. Необходимо следить, чтобы всегда был запас материала, вначале для выявления общей формы, затем для обработки мелких деталей.
После черновой обработки объема выявляются основные формы скульптуры с помощью богородского ножа, церазика и двух-трех небольших отлогих стамесок (рисунок 4).
Окончательная доработка изделия выполняется с помощью мелкозернистой шлифовальной шкурки. Для обработки углов и изгибов шкурку сворачивают в трубочку или используют ребро перегиба. Направление движения руки при шлифовании выпуклых и вогнутых элементов скульптуры по мере возможности должно совпадать с направлением волокон древесины.
С помощью кисти скульптура тонируется водным раствором бейца или морилкой (рисунок 5). Изделие окрашивается способом «по сырому», чтобы новые мазки плавно соединялись с ранее нанесенными.
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3
Рисунок 4 Рисунок 5 Рисунок 6
После сушки изделия в течение 24 часов, с его поверхности удаляется отработанной мелкозернистой шкуркой поднявшийся ворс. Этим же приемом рекомендуется мягко высветлить выпуклые элементы скульптуры, чтобы усилить выразительность объема.
Для защиты скульптуры от пыли и влаги на нее наносится с помощью кисти 3–4 слоя нитролака, так как на торцовых срезах первые два слоя лака глубже проникают в древесину и практически не остаются на поверхности. Слои лака наносятся с интервалом в 10–15 минут.
Отдельно от изделия изготавливаются мелкие элементы скульптуры (рога), так как выполнить их как единое целое с основным объемом достаточно трудоемко. После разметки просверливаются два отверстия диаметром 4 мм и с помощью клея рога соединяются со скульптурой. Скульптура «Олень» из древесины ольхи изготовлена (рисунок 6). Во время работы необходимо соблюдать требования безопасности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература