Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород, Россия
Разработка моделей непрерывного технологического и профессионального образования на всех ступенях образования, обеспечивающих систему эффективного взаимодействия между общеобразовательной школой и образовательными учреждениями профессионального образования, является одной из первостепенных задач созданного при ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в 2014 году факультета профессионального технологического образования, в структуру которого вошла кафедра теории и методики обучения технологии и экономике(далее кафедраТиМОТиЭ).
В рамках инновационной деятельности ГБОУ ДПО НИРО по теме «Разработка и апробация региональной модели организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, обеспечивающей практико-ориентированный характер их обучения в образовательных учреждениях различного типа», кафедра ТиМОТиЭ, в качестве одного из резервов развития деятельности в сфере сопровождения профессионального самоопределения активизирует внимание субъектов образования на использовании незадействованного потенциала традиционных элементов системы образования, которые могут быть более полно раскрыты и реализованы за счет совершенствования содержания и методик традиционных учебных предметов, при знакомстве с которыми возможно приобщение школьников и к миру труда и профессий.
В этом смысле необходимость педагогической поддержки процесса самоопределения личности, ее отношения к профессиям, видам профессиональной деятельности определяет важность в системе общего образования школьников всех предметов базисного учебного плана в целом, в особенности предметной области «Технология».
Эта предметная область, по сравнению с другими предметами, в большей степени выступает в качестве эффективного средства социализации молодежи. На основе практико-ориентированных, метапредметных подходов она способствует выработке предпринимательской активности, умений зарабатывать на жизнь и осознания подростком отношения к себе и своей деятельности.
Организационно-методические возможности предмета «Технология» позволяют организовать предпрофильное и профильное обучение школьников, ввести в повседневную школьную практику систему различных «активизирующих методик профессиональной ориентации», основанных на использовании профессиональных проб, метапредметного проектирования, исследовательской, общественно-полезной учебно-производственной деятельности на качественно новом уровне.
В связи с этим кафедрой предлагается к внедрению в образовательную практику региона организационная модель профориентационной работы, графическое представление которой отображено на рисунке.
Рисунок. – Модель организации профориентационной работы со школьниками на основе непрерывного технологического образования
Как видно из схемы, в число субъектов реализации модели входят образовательные организации различных типов: общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования (детей), МУКи учреждения ГБПОУ и ВПО, заинтересованные в положительном результате совместной работы.
Актуальность данной направленности продиктована также необходимостью решения проблемы формирования интересов школьников к техническим профессиям и профессиональному самоопределению в сфере машиностроения, подготовки специалистов для работы в реальном секторе производства с учетом того, что Нижегородская область является одним из крупных промышленных регионов Центральной России, отличительной особенностью которого является наличие мощной и разветвлённой сети предприятий авиа-, авто- и судостроения.
Эффективность работы общеобразовательных учреждений в данном направлении предполагает при разработке программ развития и учебных планов готовность принять идею непрерывности технологического образования на всех ступенях образования и обеспечить:
– включение в учебные планы школ предпрофильного курса «Выбор профессии. Стратегия трудоустройства на рынке труда»;
– разработку и реализацию учебных планов профильных технологических направлений;
– знакомство обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности с профессиями и специальностями, профессиональными образовательными организациями, ведущими предприятиями и организациями Нижегородской области;
– организации реальных школьных производств (мини-технопарков), школьных кампаний, других форм организации практической деятельности обучающихся, в которых происходит воспитание их предпринимательской и деловой активности.
В свою очередь, эффективность работы профессиональных образовательных организаций предусматривает:
– развитие практики создания ресурсных центров, ориентированных на вовлечение детей и молодежи в техническое творчество, обучение навыкам работы на высокотехнологичном современном оборудовании, осуществление образовательных программ робототехники и др.;
– организацию сетевого взаимодействия и апробацию вариантов программ обучения, предусматривающих совмещение теоретической подготовки с практическим обучением школьников в учебных мастерских ГБПОУ и ВПО;
– пропаганду профессий и специальностей, востребованных отраслями экономики региона, организацию экскурсий на современные промышленные предприятия;
– организацию для обучающихся общеобразовательных организаций олимпиад, конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, в том числе по профессиям, востребованным на региональном рынке труда, формирование интереса и желания принять участие в чемпионатах, в рамках международного движения WorldSkills International.
Реализация обозначенных направлений в рамках предлагаемой модели позволит получить социальные эффекты, обеспечивающие возможность предоставления школьникам гарантированного минимума профориентационных образовательных услуг, способствующих устойчивой их мотивации к обоснованному профессиональному самоопределению и предпринимательству, включая направления, связанные с изучением высокотехнологичных производств, а также увеличение доли поступающей молодежи в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования, рост уровня трудоустройства по полученной профессии (специальности) выпускников по профессиям (специальностям), востребованным на региональном рынке труда.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература