logo
sbornik / Часть 2

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.

МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Пыть-Ях, ХМАО, Россия

Творческая работа на уроке изобразительного искусства – это своего рода связующее звено между ребенком и взрослым. Деятельность творческого воображения почти никогда не возникает без помощи и участия учителя. Однако роль учителя не в том, чтобы поучать, а в том, чтобы совместно с детьми построить занятие так, чтобы дети могли создать и реализовать замыслы своих творческих работ. Традиционно считается, что успех педагогической деятельности зависит от знания педагогики, своего предмета, от владения его методикой. Психологи же в последние десятилетия доказали, что часть успеха зависит от умения учителя создавать в классе атмосферу взаимопонимания, доверия, способствующую контактам, развитию, творческому общению[1, с. 7].

Учитель должен быть свободен в своем поведении и своих действиях, как в индивидуальном, так и в коллективном педагогическом творчестве (с коллегами, с учащимися, родителями, работниками внешкольных учреждений). Его профессиональное творчество возможно при свободе выбора стиля взаимодействия со всеми участниками учебно-воспитательного процесса, свободе выбора форм, методов и средств организации урочных и внеурочных занятий и т.п.

Педагог должен учитывать деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, их интересы, потребности, особенности их индивидуального и коллективного поведения. Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учащихся, имеющей для каждого из них личностный смысл, то есть в условиях личностного взаимодействия, между ними складываются отношения партнерства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии учителя и учеников. Именно такое сотрудничество имел в виду С.Л. Рубинштейн, обращая внимание на то, что «…учение мыслится как совместное исследование, совместное прохождение того пути открытия и исследования, который к ним приводит» [1, с. 20].

Таким образом, только организация совместной деятельности учеников с учителем и учеников друг с другом позволит воспитать индивидуальность. Современный человек должен также применять полученные знания в различных ситуациях и для различных целей, применять их гибко и творчески. Педагог должен изучать потребности ребенка и по мере возможности удовлетворять их, развивая интересы, давать простор его творческим силам.

Педагогическое творчество состоит в многообразных формах и способах творческой самореализации личности и может раскрыться как процесс развертывания и проявления универсальных способностей и сущностных сил педагога. Гуманистическая психология изучает потребность в самоактуализации и самореализации как основную базовую потребность личности (А. Маслоу), которая проявляется в стремлении к постоянной актуализации ее потенций, способностей и талантов, к установлению своей сущности, осознанию и принятию своей уникальности, к осуществлению своего человеческого призвания и предназначения [2, с. 35].

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают… По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления.

Мышление и творчество неотделимы. Основное предназначение уроков искусства – формирование навыков построения бесчисленного множества реальностей, развитие воображения (фантазии). Эмоциональность, интерес, активность лежат в основе творческой деятельности на занятиях по изобразительному искусству [3, с. 11].

Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творчество детей всегда насыщено яркими положительными эмоциями. Благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для учеников. Яркие эмоции становятся основой формирования острой потребности детей не только в конечном продукте творчества, но, главное, в осуществлении самого этого процесса в известной мере независимо от решения частных задач. Творческая работа – это возможность выразить языком различных материалов свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие