Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Самостоятельная работа исследовательского характера, в отличие от учебно-познавательной, предполагает прогнозирование не только учебного процесса, но и результата деятельности [1; 2; 3]. Проводя параллели между ними, заметим, что в результате осуществления студентами исследовательской работы происходит формирование умений организовывать, осуществлять и контролировать её в течение всего времени до момента получения конечного результата, что является одной из основных профессиональных компетенций будущего инженера-педагога. В основе такой работы лежит самостоятельное познание, что побуждает будущего специалиста проявлять познавательную активность и исследовательские качества при решении поставленных перед ними задач, используя для самообразования как аудиторные, так и внеаудиторные формы организации учебного процесса.
Так, при изучении дисциплины «Электропривод и использование электроэнергии в сельском хозяйстве и мелиорации» самостоятельная работа студентов делится на аудиторную и внеаудиторную, а методика её организации проводится в два этапа, на которых реализуются свои задачи [2, с. 90].
На первом этапе самостоятельная работа имеет репродуктивный характер, что позволяет осуществлять формирование умений, навыков во время проведения комплекса аудиторных занятий (лекция, практическая работа, лабораторный практикум) под непосредственным руководством преподавателя. У будущего специалиста происходит развитие познавательной активности и положительной мотивации к самостоятельному овладению знаниями, формируются умения находить и обрабатывать информацию, использовать математические методы при решении проблемных и профессиональных задач.
На втором этапе самостоятельная работа студентов имеет проблемный характер. Организовывается сотрудничество студентов с участием преподавателя, в процессе которого формируются умения и навыки совместной исследовательской работы. Этот этап способствует повышению поисковой активности в работе с информационными источниками; развитию критического мышления, ораторского мастерства, а также способности проводить дискуссии и выступления с докладами. Благодаря решению творческих задач, производственных ситуаций, у будущего специалиста формируются интеллектуальные умения (анализ, сравнение, обобщение, выделение главного, определение методологии и методов исследования).
Сложность предлагаемых заданий определяется следующими факторами: содержанием, количественным и качественным составом расчёта, уровнем сложности исходных условий (в том числе и исходных параметров технологических процессов), перечнем используемого оборудования.
В реальности студенты получают одно задание на всех, но с разными по сложности исходными данными, составом лабораторного оборудования, которое определяет количественный и качественный состав расчёта. Овладев характерными исследовательскими умениями операционного и практического типа для выполнения подобных расчётных задач дисциплин профессионально-ориентированного цикла, каждый студент способен их самостоятельно использовать при любой нестандартной ситуации на производстве.
Считаем, что главной целью использования заданий исследовательского направления является моделирование будущей деятельности специалиста. Задания носят комплексный характер, так как они направлены на получение определённых знаний, развитие мышления, формирование конкретных навыков и исследовательских умений в процессе обучения, что имеет, в отличие от использования репродуктивных задач, ряд преимуществ. Во-первых, процесс обучения максимально приближён к профессиональной деятельности. Это достигается путем использования моделей реальных ситуаций и технического оборудования. Иными словами, любое задание, направленное на исследование объекта или процесса, является имитационным методом. Во-вторых, выполнение такого задания предусматривает интеграцию коллективного и индивидуального методов обучения. В-третьих, во время их выполнения с помощью специальных средств (использование реального производственного или лабораторного оборудования, виртуальных компьютерных программ и т.п.) создается определенный эмоциональный настрой студентов, который активизирует и интенсифицирует процесс обучения.
С этой целью нами использовались дифференцированные задания, например:
Задание 1. Рассчитать и построить механические характеристики (естественную и искусственную) и определить их жёсткость для электродвигателя постоянного тока параллельного возбуждения в соответствии с исходными данными, приведёнными в таблице.
Задание 2. Потребитель, подключённый к сети переменного тока с напряжением Uc, кВ, потребляет мощность S, кВА с коэффициентом мощности cos ц (предлагается таблица с исходными данными). Определить мощность синхронного компенсатора, необходимого для повышения коэффициента мощности cosц, в сети. Определить также силу тока, нагрузки в сети до и после компенсации.
Задание 3. В соответствии со своим вариантом по параметрам работы электродвигателя подъемного крана, приведённого в таблице с исходными данными, построить график нагрузочной диаграммы, по которому выбрать асинхронный двигатель методом эквивалентной мощности и провести его проверку по нагреву. Сделать соответствующие выводы.
Задание 4. Исследовать двигатель постоянного тока независимого возбуждения (в соответствии со своим вариантом) и построить его естественную механическую и электромеханическую характеристики.
К расчётным исследовательским заданиям мы относим 3-й и 4-й типы, поскольку в процессе их выполнения студенты устанавливают новые связи между техническими параметрами, в совокупности описывают закон движения механической части исследуемого объекта и определяют его свойства. При использовании в процессе лабораторного практикума виртуального эксперимента результаты выполнения такой расчётной работы являются фундаментом для создания виртуальной модели исследуемого объекта, а приведённые расчеты описывают ее математическую модель. Если в учебном процессе используется только натурный лабораторный эксперимент, то необходимость проведения расчётной работы такого типа объясняется обеспечением на ее основе подготовительного этапа эксперимента. Данные, полученные в процессе выполнения расчётного задания и лабораторного натурного эксперимента, сравниваются. Делаются соответствующие выводы на основе разницы функций полученных графиков. Основным условием в этом случае является идентичность исследоваемого объекта как для построения математической модели, так и для натурного эксперимента.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература