logo
sbornik / Часть 2

Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Одной из актуальных задач высшего педагогического образования является обновление целей профессиональной подготовки будущего педагога с целью ориентирования его на формирование специалиста, способного к самостоятельной творческой деятельности и ориентированного на развитие творчества своих учеников. Это актуализирует поиск тех личностных структур, которые обусловливают профессиональное творчество специалиста, желание и умение выполнять профессиональные функции на уровне деятельности не репродуктивной, а продуктивно-творческой. Мы предположили, что решению указанных задач будет способствовать сформированная у будущего педагога креативная компетентность.

Креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; она представляет собой внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Спецификой креативной компетентности учителя обслуживающего труда является ее реализация в особой функции его профессиональной деятельности – прикладной, которую можно рассматривать как в аспекте взаимодействии самого педагога с объектом труда, так и с точки зрения побуждения учащихся к самостоятельному творчеству.

Важнейшим компонентом креативной компетентности является потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность. Подготовка педагога предполагает формирование позитивных ожиданий в области профессионально-творческой деятельности, открытости чужому опыту, восприимчивости и гибкости по отношению к творческой проблеме, творческой ситуации. Выраженная потребность в самоактуализации через профессиональную деятельность обеспечивает эмоциональную устойчивость в ситуации неопределённости и вызывает стремление к её разрешению.

Другим важным качеством креативного педагога является способность к определению творческой задачи для успешного осуществления учебно-методической деятельности. В этом плане важнейшими направлениями профессиональной подготовки является формирование умений выделять творческое противоречие с точки зрения на объект труда как предмет исследования и проектирования, в его эстетических и утилитарных свойствах; умения формулировать вопросы или задания по конструкции и технологии изготовления объектов труда. Показательными являются также владение приемами создания проблемной ситуации, стимулирующей творческую деятельность ученика, разработки новой методической системы урока, творчески развивающей ученика, или модифицирования старой.

Еще одну сторону профессиональной креативности будущего учителя обслуживающего труда можно выделить в рамках личностно-объектных отношений, оценивая способность студентов к обоснованному критическому анализу произведений и объектов прикладного творчества, созданных профессионалами. Она проявляется в наличии собственной оценки объекта творчества, причем, основанной на четкой системе признаков и критериев оценивания, диалогичности и проблемности в характере оценивания студентом объекта творческой деятельности мастера-профессионала, умении описать объект труда с использованием знаний в области общих законов композиции и формообразования, логичности, терминологической и технологической грамотности, последовательности описания и оценки.

Особым признаком наличия креативной компетентности будущего учителя обслуживающего труда является способность к созданию объекта прикладного творчества, отличающегося продуктной значимостью и эстетической ценностью. В процессе ее развития значимым является тот факт, насколько своеобразен «почерк» прикладной творческой деятельности будущего учителя, насколько оригинально использованы традиционные выразительные средства композиции и, вместе с тем, насколько она целостна и гармонична.

Еще одним важным компонентом креативной компетентности педагога выступает владение методическим инструментарием развития творческих способностей учеников в области прикладной деятельности, которое проявляется в знании механизмов творчества и развития творческих способностей учащихся, владении методиками развития творческих способностей учеников, так называемыми эвристическими или креативными образовательными технологиями. Одной из задач процесса методической подготовки будущего учителя обслуживающего труда является формирование умений создавать индивидуальные и локальные методики, ориентированные на творческое развитие учеников, а также развитие способности педагога-предметника научить создавать свой творческий продукт, отвечающий требованиям целесообразности, эстетичности, утилитарности, конструктивности, технологичности.

Основой проектирования учебного процесса, ориентированного на формирование креативной компетентности будущих учителей обслуживающего труда, является, с одной стороны, направленность технологического образования в педагогическом вузе на формирование личных креативных способностей студентов, с другой стороны – на обучение будущих учителей обслуживающего труда способам развития прикладных творческих умений школьников.

В процессе формирования креативной компетентности будущих педагогов особое внимание следует уделять адаптации их к нестандартным условиям деятельности, «вживанию» в реальные обстоятельства, анализу их и творческому, индивидуально обусловленному применению полученных в результате подготовки профессиональных знаний и умений, усвоению норм творческой деятельности, которые, формализуя процесс творчества, будут способствовать появлению реальных, хотя заранее и принципиально не планируемых, результатов.

Эффективное осуществление данного процесса можно только в условиях создания креативной образовательной среды, т.е. такой образовательной среды, которая обеспечивает условия для построения собственного «Я», для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, самореализации, становления его самосознания.

Технологически это означает создание системы практико-ориентированных учебно-исследовательских проблемных ситуаций, самостоятельно решая которые студенты неизбежно становятся генераторами новых знаний, оригинальных способов деятельности, собственных новых способностей. Креативную образовательную технологию мы рассматриваем как систему формирования у каждого обучаемого способности к саморазвитию, что позволит ему проектировать перспективные уровни своих возможностей. Их особенность заключается в ориентации на формирование способности самостоятельно инициировать проблемы, проектировать нестандартные решения, реализовывать на практике найденные стратегии и тактики депроблематизации и нести за их последствия ответственность как перед самим собой, так и перед другими людьми.

Анализ применения различных образовательных технологий в учебном процессе подготовки учителя обслуживающего труда в вузе, ориентированном на формирование креативной компетентности, позволил сделать вывод об эффективности игровых технологий и театрализации в процессе изучения дисциплин методической направленности; проектной и модульной технологии при изучении технологических дисциплин; технологии логического структурирования учебного материала при изучении дисциплин с преобладанием теоретического и исторического учебного материала; тренинговых и эвристических методик при изучении предметов творческой направленности в процессе проработки образов и формы изображаемых объектов.