Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Одной из актуальных задач высшего педагогического образования является обновление целей профессиональной подготовки будущего педагога с целью ориентирования его на формирование специалиста, способного к самостоятельной творческой деятельности и ориентированного на развитие творчества своих учеников. Это актуализирует поиск тех личностных структур, которые обусловливают профессиональное творчество специалиста, желание и умение выполнять профессиональные функции на уровне деятельности не репродуктивной, а продуктивно-творческой. Мы предположили, что решению указанных задач будет способствовать сформированная у будущего педагога креативная компетентность.
Креативность личности определяет её готовность изменяться, отказываться от стереотипов, помогает находить оригинальные решения сложных проблем в ситуации неопределённости; она представляет собой внутренний ресурс человека, который поможет ему успешно самоопределиться в обществе. Спецификой креативной компетентности учителя обслуживающего труда является ее реализация в особой функции его профессиональной деятельности – прикладной, которую можно рассматривать как в аспекте взаимодействии самого педагога с объектом труда, так и с точки зрения побуждения учащихся к самостоятельному творчеству.
Важнейшим компонентом креативной компетентности является потребность в самоактуализации, самореализации, саморазвитии через профессионально-творческую деятельность. Подготовка педагога предполагает формирование позитивных ожиданий в области профессионально-творческой деятельности, открытости чужому опыту, восприимчивости и гибкости по отношению к творческой проблеме, творческой ситуации. Выраженная потребность в самоактуализации через профессиональную деятельность обеспечивает эмоциональную устойчивость в ситуации неопределённости и вызывает стремление к её разрешению.
Другим важным качеством креативного педагога является способность к определению творческой задачи для успешного осуществления учебно-методической деятельности. В этом плане важнейшими направлениями профессиональной подготовки является формирование умений выделять творческое противоречие с точки зрения на объект труда как предмет исследования и проектирования, в его эстетических и утилитарных свойствах; умения формулировать вопросы или задания по конструкции и технологии изготовления объектов труда. Показательными являются также владение приемами создания проблемной ситуации, стимулирующей творческую деятельность ученика, разработки новой методической системы урока, творчески развивающей ученика, или модифицирования старой.
Еще одну сторону профессиональной креативности будущего учителя обслуживающего труда можно выделить в рамках личностно-объектных отношений, оценивая способность студентов к обоснованному критическому анализу произведений и объектов прикладного творчества, созданных профессионалами. Она проявляется в наличии собственной оценки объекта творчества, причем, основанной на четкой системе признаков и критериев оценивания, диалогичности и проблемности в характере оценивания студентом объекта творческой деятельности мастера-профессионала, умении описать объект труда с использованием знаний в области общих законов композиции и формообразования, логичности, терминологической и технологической грамотности, последовательности описания и оценки.
Особым признаком наличия креативной компетентности будущего учителя обслуживающего труда является способность к созданию объекта прикладного творчества, отличающегося продуктной значимостью и эстетической ценностью. В процессе ее развития значимым является тот факт, насколько своеобразен «почерк» прикладной творческой деятельности будущего учителя, насколько оригинально использованы традиционные выразительные средства композиции и, вместе с тем, насколько она целостна и гармонична.
Еще одним важным компонентом креативной компетентности педагога выступает владение методическим инструментарием развития творческих способностей учеников в области прикладной деятельности, которое проявляется в знании механизмов творчества и развития творческих способностей учащихся, владении методиками развития творческих способностей учеников, так называемыми эвристическими или креативными образовательными технологиями. Одной из задач процесса методической подготовки будущего учителя обслуживающего труда является формирование умений создавать индивидуальные и локальные методики, ориентированные на творческое развитие учеников, а также развитие способности педагога-предметника научить создавать свой творческий продукт, отвечающий требованиям целесообразности, эстетичности, утилитарности, конструктивности, технологичности.
Основой проектирования учебного процесса, ориентированного на формирование креативной компетентности будущих учителей обслуживающего труда, является, с одной стороны, направленность технологического образования в педагогическом вузе на формирование личных креативных способностей студентов, с другой стороны – на обучение будущих учителей обслуживающего труда способам развития прикладных творческих умений школьников.
В процессе формирования креативной компетентности будущих педагогов особое внимание следует уделять адаптации их к нестандартным условиям деятельности, «вживанию» в реальные обстоятельства, анализу их и творческому, индивидуально обусловленному применению полученных в результате подготовки профессиональных знаний и умений, усвоению норм творческой деятельности, которые, формализуя процесс творчества, будут способствовать появлению реальных, хотя заранее и принципиально не планируемых, результатов.
Эффективное осуществление данного процесса можно только в условиях создания креативной образовательной среды, т.е. такой образовательной среды, которая обеспечивает условия для построения собственного «Я», для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, самореализации, становления его самосознания.
Технологически это означает создание системы практико-ориентированных учебно-исследовательских проблемных ситуаций, самостоятельно решая которые студенты неизбежно становятся генераторами новых знаний, оригинальных способов деятельности, собственных новых способностей. Креативную образовательную технологию мы рассматриваем как систему формирования у каждого обучаемого способности к саморазвитию, что позволит ему проектировать перспективные уровни своих возможностей. Их особенность заключается в ориентации на формирование способности самостоятельно инициировать проблемы, проектировать нестандартные решения, реализовывать на практике найденные стратегии и тактики депроблематизации и нести за их последствия ответственность как перед самим собой, так и перед другими людьми.
Анализ применения различных образовательных технологий в учебном процессе подготовки учителя обслуживающего труда в вузе, ориентированном на формирование креативной компетентности, позволил сделать вывод об эффективности игровых технологий и театрализации в процессе изучения дисциплин методической направленности; проектной и модульной технологии при изучении технологических дисциплин; технологии логического структурирования учебного материала при изучении дисциплин с преобладанием теоретического и исторического учебного материала; тренинговых и эвристических методик при изучении предметов творческой направленности в процессе проработки образов и формы изображаемых объектов.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература