Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
В связи со вступлением России в Европейское образовательное сообщество (Болонское соглашение, 2003 г.) возрастает актуальность модернизации высшего профессионального образования в России, направленной на повышение его качества, доступности, конкурентоспособности на мировом рынке труда и мобильности студентов и преподавателей. В частности, совершенствование технологического образования подрастающего поколения, начавшееся в начале ХХI века, потребовало разработки и реализации новых подходов к профессиональной подготовке студентов - будущих учителей технологии.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) в 2011 г. на кафедре педагогики, технологий и ремёсел (ПТР) Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого (НовГУ) была начата подготовка учителей технологии по двухуровневой системе бакалавриат-магистратура. С учетом требований ФГОС по направлению «Педагогическое образование», профиль «Технология» бакалавр технологического образования должен уметь конструировать, реализовать и анализировать результаты процесса преподавания технологических дисциплин в различных типах учебных заведений, проектировать и использовать в практике обучения новое содержание учебных предметов и образовательные технологии.
Поиск путей повышения качества подготовки педагогических кадров в условиях перехода на двухуровневую подготовку определил выбор приоритетного направления научно-исследовательской работы кафедры ПТР НовГУ – разработку системы методико-технологической подготовки студентов, которая является важной составляющей профессиональной подготовки будущих учителей технологии и основана на проектной организации обучения. Будущие педагоги, включаясь в проектную деятельность с первого курса обучения в университете, должны знать основы педагогического проектирования, обладать высоким уровнем сформированности проектировочных и конструктивных умений [5].
Выполненные теоретико-поисковые исследования и анализ современного состояния теории и практики подготовки бакалавров технологического образования в вузах позволили обоснованно, с научных позиций, подойти к проблеме разработки и управлению системой методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности, которая включает аналитический, теоретический, проектно-экспериментальный и оценочно-экспериментальный этапы.
На первом, аналитическом, этапе изучены социальный заказ, Государственные образовательные стандарты направлений «Технологическое образование» и «Педагогическое образование», программа школьной образовательной области «Технология», нормативные документы средней и высшей школ, проанализирован опыт работы других педагогических вузов.
На теоретическом этапе рассмотрены различные теоретические модели профессиональной подготовки студентов и разработана система методико-технологической подготовки учителей технологии на основе проектной деятельности. Определены концептуальные положения проектирования данной системы, которыми являются: системный, интегративный, личностно-деятелъностный подходы к проектированию педагогической системы и ориентация на творческое развитие и саморазвитие студентов. Обоснованы основополагающие принципы проектируемой системы. Наряду с общепринятыми дидактическими принципами (научности, доступности, систематичности и последовательности) определены в качестве основополагающих следующие принципы развивающего обучения: системности, преемственности и профессиональной направленности.
На проектно-экспериментальном этапе разработки системы методико-технологической подготовки студентов определен перечень учебных дисциплин, разработана структурно-логическая последовательность их изучения, предложен единый алгоритм проектирования учебного процесса по каждой дисциплине. Особенностью данного этапа является то, что его реализация проходит в процессе активного взаимодействия студентов и преподавателей университета с учителями общеобразовательных школ.
Первым компонентом алгоритма проектирования процесса обучения является разработка целей и задач учебных дисциплин, основывающаяся на сформулированных перспективных, направляющих и рабочих целях дисциплин методико-технологической подготовки студентов. Перспективная цель заключается в подготовке профессионально компетентного, творческого специалиста, имеющего достаточный уровень фундаментальной предметной, технико-технологической, общепрофессиональной подготовки, способного реализовывать полученные при обучении знания, умения и навыки в практике проектирования современных педагогических технологий (в том числе метода проектов) обучения школьников по программе «Технология».
Следующим компонентом алгоритма является процесс формирования умений проектной деятельности у будущих учителей технологии. Включение студентов в этот вид деятельности создает мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечивает положительный эффект вовлечения в проектную деятельность школьников, с которыми они будут работать в период педагогических практик. Для этого образовательный процесс в вузе выстраивается таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность [1]. Освоив базовые знания по основам дизайна, творческо-конструкторской деятельности и получив практическую подготовку на технологических практикумах в учебных мастерских на младших курсах, студенты получают возможность воплотить свои творческие замыслы при выполнении учебных проектов по дисциплинам специализации. В процессе разработки и реализации учебных проектов студенты осваивают алгоритм преобразовательной деятельности в ходе многократной разработки и изготовления изделий, удовлетворяющих конкретным потребностям. Выполняя проекты, они приобретают новые знания и умения, учатся их интегрировать и использовать в практической деятельности. При этом возрастает их мотивация к учению, повышается качество готовых изделий. Конкурсы проектов, проводимые в университете в Дни науки, стимулируют интерес и инициативу студентов. При использовании метода проектов изменяется роль университетского преподавателя в учебном процессе – сокращаются функции передачи знаний в готовом виде, а возрастает его роль как консультанта. Проектный подход используется также при проведении курсового проектирования на старших курсах, когда студенты разрабатывают более сложные проекты, в которых используются знания и умения из различных дисциплин.
Приоритетным направлением в методической подготовке студентов является, на наш взгляд, обучение их методике и организации учебного проектирования на уроках технологии в школе. На практических занятиях курса «Теория и методика преподавания технологии» и в ходе самостоятельной работы студенты разрабатывают педагогические проекты. Аналогичные проекты выполняются учителями в школе с целью подготовки и управления учебным проектированием. В рамках педагогических проектов студенты разрабатывают методические рекомендации по организации проектной деятельности школьников, а также дидактические материалы (упражнения, задания, тесты и т.д.).
Практическое освоение методики обучения технологии с использованием метода проектов студенты осуществляют в ходе педагогических практик, которые организуются, в первую очередь, на базе экспериментальных школ. В это время студенты совместно с учителями апробируют подготовленные ранее педагогические проекты, разрабатывают новые и реализуют их. Положительную роль в повышении мотивации играют конкурсы внедренных в школах педагогических проектов. На выпускном курсе студенты-бакалавры выполняют комплексную дипломную работу, являющуюся по существу интегрированным проектом, направленным на решение актуальных проблем общего технологического образования. Эти проблемы выявляются в ходе прохождения педагогических практик и обсуждаются с учителями, которые могут являться руководителями выпускных квалификационных работ студентов. Обязательным условием дипломного проектирования является то, что студенты должны апробировать свои разработки в школе на преддипломной практике.
Изложенный выше подход к совершенствованию методико-технологической подготовки будущих учителей технологии в университете уже используется и дает положительные результаты. Большинство выпускников разрабатывают в дипломных работах методику обучения технологии на основе метода проектов. Растет число студентов, подготавливающих дидактические материалы, методические рекомендации и пособия по организации проектного обучения школьников технологии. Учителя технологии многих новгородских школ активно используют наиболее удачные методические и дидактические разработки студентов.
На оценочно-экспериментальном этапе спроектированная система методико-технологической подготовки студентов поэтапно внедрялась в учебный процесс и одновременно производилась оценка ее эффективности по результатам текущей и итоговой аттестации. Анализ результатов успеваемости студентов – будущих учителей технологии по результатам итоговой аттестации, за последние годы, позволил констатировать стабильность показателей качества методико-технологической подготовки выпускников и расширение их спектра профессиональных компетенций. Профессиональные компетенции бакалавров с высшим педагогическим образованием – это комплекс состояний и свойств личности, позволяющих успешно решать профессиональные учебно-воспитательные задачи в образовательных учреждениях. У будущих учителей технологии сформировались: мотивированное стремление к непрерывному профессиональному самосовершенствованию, способность к системному видению педагогической реальности и системному действию в профессионально-педагогической ситуации; развилось умение находить нестандартные решения профессионально-педагогических задач (креативность) и осуществлять рефлексию своей деятельности.
Участие в разработке и реализации системы методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности в университете способствовало развитию проектной культуры и управленческой компетентности преподавателей кафедры ПТР. У них совершенствовались способности к преобразовательной деятельности, развились умения по конструированию содержания обучения, методики преподавания и управления учебной деятельностью студентов в условиях перехода на двухуровневую систему подготовки.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература