logo
sbornik / Часть 2

Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.

ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г. Тула, Россия

Перспективы совершенствования современных технологий диагностирования автомобилей, базиру­ющихся на цифровых методах, связаны с расширением использования компьютерной и цифровой техники, а также с разработкой новых технологий и средств получения и отображения информации.

При этом становится актуальной задача формирования теоретической и практической готовности студентов к комплексному использованию программно-аппаратных средств и методов технического диагностирования автомобилей.

В этом контексте дисциплина «Диагностирование автомобилей» является курсом, развивающим навыки проектной работы и направленным на формирование у студентов готовности к комплексному использованию средств, методов и технологий диагностирования автомобилей в будущей профессиональной деятельности.

Планируемыми результатами обучения по дисциплине являются знание общей характеристики, классификации, устройства и принципа действия диагностического оборудования; основных методов технического диагностирования автомобилей; умение эксплуатировать основные типы диагностического оборудования, организовывать технологические процессы диагностирования автомобилей; владение основными методами и средствами диагностирования автомобилей.

При осуществлении образовательного процесса по дисциплине «Диагностирование автомобилей» используются информационно-коммуникационные технологии как средство выполнения профессиональных задач, а также как вспомогательный инструмент в процессе преподавания дисциплины [1].

Лекционный курс (проблемные лекции с элементами дискуссии) излагается с использованием компьютерных презентаций и мультимедийного оборудования. Электронная версия курса лекций и презентации доступны студентам в электронном учебном курсе «Диагностирование автомобилей» [2].

Лабораторный практикум может проводиться с использованием комплекса информационно-коммуникационных технологий, и направлен на изучение основных средств диагностики автомобилей и методики их практического применения в профессиональной деятельности.

В процессе освоения дисциплины студенты используют информационно-справочное обеспечение Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (ГОСТы «Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных, строительных и дорожных машин. Основные положения» и «Техническая диагностика. Диагностирование автомобилей, тракторов, строитель­ных и дорожных машин. Датчики. Общие технические требования»).

Изложение основных теоретических положений разделов дисциплины, осуществляется в интерактив­ном взаимодействии преподавателя и студентов в ходе лекций с элементами дискуссии и разбором конкрет­ных технологических ситуаций с использованием презентаций, выполненных с применением мультимедий­ных технологий.

В ходе выполнения лабораторных работ, в том числе и с использованием компьютерных симуляций, студенты получают навыки работы на высокотехнологичном оборудовании.

В процессе практической подготовки и в процессе самостоятельной работы используется метод проектов. Происходит постепенное вовлечение студентов в выполнение задач, решаемых в реальной сервисной деятельности, в том числе на основе опыта. Индивидуальный подход к формированию тематики учебных проектов позволяет изменять последовательность изучения разделов дисциплины, сформировать индивидуальные образовательные траектории студентов. По желанию студенты объединяются в творческие коллективы для работы над более трудоемким и объемным проектом.

С целью активизации работы по усвоению учебной дисциплины используется комплекс учебно-методических материалов в печатном и электронном виде (конспекты лекций, методические рекомендации по выполнению лабораторных работ и учебных проектов), выполняющий обучающую, информационно-справочную и контролирующую функции. В качестве контролирующей функции комплекс используется для текущего и промежуточного контроля успеваемости и полностью обеспечивает возможность самостоятель­ной работы студента по материалам дисциплины [3].

Самостоятельная работа по дисциплине имеет своей целью получение необходимых знаний и умений для подготовки к выполнению лабораторных работ и индивидуального учебного проекта при условии самостоятельной работы с литературой (основной и дополнительной), используя ресурсы НОБИ-центра университета, ЭБС, системы управления обучением MOODLE.

Тематика учебных проектов подбирается индивидуально для каждого студента с возможностью использования полученных результатов в процессе прохождения различных практикумов, практик и выполнения выпускной квалификационной работы.

Для текущей оценки сформированности теоретических знаний по дисциплине используется письменный опрос на контрольные вопросы по материалам лекций. Оценка теоретических знаний, умений и навыков, сформированных в процессе выполнения лабораторных работ, осуществляется в форме письменного опроса (составная часть отчета по лабораторной работе), выполнения практических заданий и процесса защиты выполненной лабораторной работы. Требования к содержанию отчета по лабораторной работе сформулированы в соответствующем разделе каждой лабораторной работы.

Контроль самостоятельной работы студентов по дисциплине «Диагностирование автомобилей» осуществляется на этапе допуска к выполнению лабораторной работы. Как правило, при подготовке к выполнению лабораторной работы студентам необходимо изучить теоретический материал, изложенный в теоретической справке лабораторной работы, курсе лекций, основной и дополнительной литературе, познакомиться с изучаемым оборудованием и ответить на контрольные вопросы.

Оценка сформированности умений и навыков проводится в процессе выполнения и защиты индивидуального учебного проекта.

Перечень материально-технического обеспечения для реализации учебного процесса по дисциплине «Диагностирование автомобилей» включает в себя мультимедийный комплекс, современное диагностическое оборудование и приборы, позволяющее получать знания, умения и навыки, необходимые для формирования теоретической и практической готовности студентов к использованию программно-аппаратных средств и методов технического диагностирования автомобилей.