logo
sbornik / Часть 2

Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.

БФУ им. И.Канта, г. Калининград, Россия

УО БарГУ, г. Барановичи, Республика Беларусь

Педагогическая деятельность носит одновременно преобразующий и управляющий характер, что предполагает единство теоретической и практической готовности преподавателя вуза к ее осуществлению и характеризует его профессионализм. Профессиональное мастерство педагога, его педагогическая культура интенсивно развиваются при условии, что он как личность занимает позицию активного субъекта деятельности.

Мы согласны с А.С. Макаренко, который, отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, доказал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по его мнению, – это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства[5, с.30–42].

Таким образом, мастерство педагога проявляется не столько в свойствах личности как таковых, сколько в ее деятельности, для осуществления которой, конечно, нужны и определенные свойства. Процесс формирования профессионального мастерства преподавателя вуза мы рассматриваем как целенаправленную, совместно организованную деятельность администрации учреждения образования, его коллектива и самого педагога. Действенным средством продуктивного осуществления данного процесса, согласно нашим исследованиям, является консалтинг профессиональной деятельности преподавателя вуза.

Методология определяет консалтинг (управленческое консультирование) как процесс разработки такого положения мысли, которое могло бы выступить в функции подсказки по способу действия лица, испытывающего затруднение в деятельности, коммуникации, общении и т.п., либо по содержанию ответа на фиксированный затрудняющимся вопрос [1, с. 72–73].

В рамках нашего исследования мы исходим из того, что каждый педагог находится в позиции управленца по отношению к собственной деятельности, деятельности обучающихся в рамках организованного им процесса и к процедуре взаимодействия участников данного процесса. Поэтому он более других сотрудников образовательного учреждения нуждается в квалифицированной поддержке управленческого характера (консалтинге) при внесении в свою профессиональную деятельность инновационных изменений [4, с. 351].

В информационную эпоху непрерывное профессиональное образование является основным фактором устойчивого развития человечества. Согласно Л.С. Гребневу, образование включает две последовательные части: базовое (фундаментальное), когда образование и жизнь представляют собой единый процесс от рождения человека до начала его самостоятельной жизни, и сопровождающее, заканчивающееся вместе с завершением жизни [2, с. 217–218].

Консалтинговое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки преподавателя непосредственно на рабочем месте помогает ему постигать смысл и ценности научной и профессионально значимой информации, актуализирует личностное отношение к другим участникам образовательного процесса, к учебным и научным проблемам. В процессе консалтинговых процедур практический индивидуальный опыт педагога осмысливается и соединяется с его социальным и профессиональным опытом через ситуативное применение общих теоретических положений педагогики на практике.

Исследования особенностей педагогической деятельности на уровне мастерства дают основание для утверждения о том, что в нем имеет место в большей мере творческая деятельность, чем репродуктивная[3, с. 13]. При инновационном характере профессиональной деятельности творческая составляющая, несомненно, превалирует, что придает неустойчивость ранее сложившейся системе ее осуществления. Данное обстоятельство предполагает необходимость придания системности осуществлению профессиональной деятельности в инновационном режиме, что актуализирует востребованность консалтинговых услуг данной направленности.

Опыт проведения консалтингов по технологизации профессиональной деятельности преподавателей вузов и школьных учителей свидетельствует, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта, осмысленного с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда: оно предполагает формирование особого мировоззрения человека.

Консалтинг переводит педагога в позицию исследователя собственной профессиональной деятельности и жизнеустройства для выработки реалистичного, материального и измеримого решения в конкретной ситуации осуществления учебно-воспитательного процесса. Достигается это средствами игротехнического моделирования, которые предполагают совместное с коллективным субъектом «консультант» изучение основного источника его проблем до момента самостоятельного «обнаружения» последним выхода из них.

Постоянно общаясь в процессе консалтинга, педагог осмысливает и репродуцирует (не только для себя, но и для других) как себя, так и свое знание (представление) об отношениях обсуждаемых предметов и явлений. Добываемые данные перерабатываются на разных уровнях личностного сознания, превращаясь в глубинные мыслительные структуры.

В процессе консалтинга осуществляется постоянное приращение новых профессиональных знаний и личностное развитие преподавателя вуза. Степень овладения им структурой собственной профессиональной деятельности соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям социума. У преподавателя вуза формируется особое личностное свойство: систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, что служит свидетельством его профессионализма.