Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
БФУ им. И.Канта, г. Калининград, Россия
УО БарГУ, г. Барановичи, Республика Беларусь
Педагогическая деятельность носит одновременно преобразующий и управляющий характер, что предполагает единство теоретической и практической готовности преподавателя вуза к ее осуществлению и характеризует его профессионализм. Профессиональное мастерство педагога, его педагогическая культура интенсивно развиваются при условии, что он как личность занимает позицию активного субъекта деятельности.
Мы согласны с А.С. Макаренко, который, отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, доказал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности. Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по его мнению, – это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства[5, с.30–42].
Таким образом, мастерство педагога проявляется не столько в свойствах личности как таковых, сколько в ее деятельности, для осуществления которой, конечно, нужны и определенные свойства. Процесс формирования профессионального мастерства преподавателя вуза мы рассматриваем как целенаправленную, совместно организованную деятельность администрации учреждения образования, его коллектива и самого педагога. Действенным средством продуктивного осуществления данного процесса, согласно нашим исследованиям, является консалтинг профессиональной деятельности преподавателя вуза.
Методология определяет консалтинг (управленческое консультирование) как процесс разработки такого положения мысли, которое могло бы выступить в функции подсказки по способу действия лица, испытывающего затруднение в деятельности, коммуникации, общении и т.п., либо по содержанию ответа на фиксированный затрудняющимся вопрос [1, с. 72–73].
В рамках нашего исследования мы исходим из того, что каждый педагог находится в позиции управленца по отношению к собственной деятельности, деятельности обучающихся в рамках организованного им процесса и к процедуре взаимодействия участников данного процесса. Поэтому он более других сотрудников образовательного учреждения нуждается в квалифицированной поддержке управленческого характера (консалтинге) при внесении в свою профессиональную деятельность инновационных изменений [4, с. 351].
В информационную эпоху непрерывное профессиональное образование является основным фактором устойчивого развития человечества. Согласно Л.С. Гребневу, образование включает две последовательные части: базовое (фундаментальное), когда образование и жизнь представляют собой единый процесс от рождения человека до начала его самостоятельной жизни, и сопровождающее, заканчивающееся вместе с завершением жизни [2, с. 217–218].
Консалтинговое сопровождение непрерывной профессиональной подготовки преподавателя непосредственно на рабочем месте помогает ему постигать смысл и ценности научной и профессионально значимой информации, актуализирует личностное отношение к другим участникам образовательного процесса, к учебным и научным проблемам. В процессе консалтинговых процедур практический индивидуальный опыт педагога осмысливается и соединяется с его социальным и профессиональным опытом через ситуативное применение общих теоретических положений педагогики на практике.
Исследования особенностей педагогической деятельности на уровне мастерства дают основание для утверждения о том, что в нем имеет место в большей мере творческая деятельность, чем репродуктивная[3, с. 13]. При инновационном характере профессиональной деятельности творческая составляющая, несомненно, превалирует, что придает неустойчивость ранее сложившейся системе ее осуществления. Данное обстоятельство предполагает необходимость придания системности осуществлению профессиональной деятельности в инновационном режиме, что актуализирует востребованность консалтинговых услуг данной направленности.
Опыт проведения консалтингов по технологизации профессиональной деятельности преподавателей вузов и школьных учителей свидетельствует, что овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта, осмысленного с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда: оно предполагает формирование особого мировоззрения человека.
Консалтинг переводит педагога в позицию исследователя собственной профессиональной деятельности и жизнеустройства для выработки реалистичного, материального и измеримого решения в конкретной ситуации осуществления учебно-воспитательного процесса. Достигается это средствами игротехнического моделирования, которые предполагают совместное с коллективным субъектом «консультант» изучение основного источника его проблем до момента самостоятельного «обнаружения» последним выхода из них.
Постоянно общаясь в процессе консалтинга, педагог осмысливает и репродуцирует (не только для себя, но и для других) как себя, так и свое знание (представление) об отношениях обсуждаемых предметов и явлений. Добываемые данные перерабатываются на разных уровнях личностного сознания, превращаясь в глубинные мыслительные структуры.
В процессе консалтинга осуществляется постоянное приращение новых профессиональных знаний и личностное развитие преподавателя вуза. Степень овладения им структурой собственной профессиональной деятельности соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям социума. У преподавателя вуза формируется особое личностное свойство: систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях, что служит свидетельством его профессионализма.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература