Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Проблема модернизации образования, активизации познавательной деятельности, развития контролируемой самостоятельной работы существенно затрагивает организацию учебного процесса в высших учебных заведениях. Одной из главных задач совершенствования системы высшего образования является создание условий для самореализации и развития будущих педагогов-художников.
Самореализация студентов в познавательной и творческой деятельности возможна при помощи различных способов и методов. При этом большое значение на современном этапе развития образования отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную деятельность, общение, взаимодействие педагога и студента, а также позволяют организовать образовательное пространство для самореализации будущих педагогов-художников.
Интерактивное обучение представляет собой отличную от привычной организацию процесса обучения: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение.
Основная цель – это познания, осуществляемые в совместной деятельности педагогов и студентов, в ходе которого происходит взаимодействие, при котором обмениваются информацией, решают проблемы, моделируют деятельность и др.
При внедрении интерактивных методов обучения решается ряд задач:
индивидуальный подход при освоении нового материала;
нестандартное отношение к организации познавательного процесса;
способность к развитию, самообучению и самообразованию;
многомерное освоение учебного материала;
обеспечение накопления знаний, умений и навыков, через осмысление опыта, принятие и осознание традиций и национальных ценностей и др.
Интерактивное обучение частично используется в образовательном процессе на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики художественно-графического факультета ВГУ имени П.М. Машерова при обучении студентов заочной формы обучения. Студенты – взрослые люди, обладающие профессиональной базой, жизненным опытом, достаточным уровнем самосознания, личной мотивацией для успешной активации познавательной деятельности, способствующей организации самостоятельного изучения теоретического материала, а также контролируемой самостоятельной работы.
Поиск новых форм и массовое внедрение в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий, компьютерных систем управления обучением позволило открыть новые возможности подачи информации студентам. Студенты посещают on-line консультации и участвуют в on-line семинарах, пользуются электронными библиотеками через Интернет, получают учебные материалы и задания на свой электронный почтовый ящик, имеют возможность консультироваться с тьюторами при помощи Интернет-телефонии. Интерактивное обучение играет большую роль в модернизации высшего образования и претендует на право считаться «активной формой» получения теоретических знаний. Оно дополняет дневную форму обучения, а также подходит для продолжения образования либо для повышения квалификации.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом, на доминирование активности студентов в процессе обучения. Для успешной активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов необходимо наличие достаточного количество разработанных программ, методических материалов, учебно-методических комплексов, курсов и др.
При организации подготовки студентов заочной формы обучения к успешной сдаче сессии организационно-методическое обеспечение увязывает реализацию всех действий технических средств и преподавателей в единый процесс и включает в себя:
нормативно-методические материалы по подготовке и выполнению заданий и упражнений по изучаемым дисциплинам;
инструктивные и нормативные материалы по эксплуатации технических средств, в том числе по технике безопасности работы и по условиям поддержания нормальной работоспособности оборудования;
инструктивные и нормативно-методические материалы по организации работы в рамках конкретной деятельности.
Опыт применения элементов интерактивного обучения на художественно-графическом факультете проявляет свои положительные качества. Результаты студентов 3 курса заочной формы обучения специальности «Изобразительное искусство» показали, что в 2013 году для подготовки к сессии использовали печатные издания (учебную и методическую литературу) 57% студентов, 29% студентов использовали различные сайты интернета и лишь 14% студентов заочной формы обучения использовали материал сайта университета. В настоящее время уже 67% студентов заочной формы обучения используют сайт университета или консультации с преподавателем (с помощью соцсетей, «Skypeтм» и др.) для подготовки к сессии. Промежуточная аттестация и итоговый контроль знаний студентов демонстрируют повышение качества обучения, а следовательно, и среднего балла успеваемости. В 2013 году средний балл составлял 6,4, а уже летней сессии 2015 года – 6,9. Это показывает рост заинтересованности студентов в обучении с использованием интерактивного обучения (рисунок).
Рисунок. – Результаты диагности использования курсов при подготовке к сесии студентов 3 курса ХГФ, ЗФО
– Литературные источники.
– Различные сайты интернета.
– Информация, расположенная на сайте университета.
Подготовка разносторонне развитого специалиста высшей квалификации в современной высшей школе представляет собой систему, которая включает научную организацию процесса обучения, управление самостоятельной познавательной деятельностью студентов при широком использовании компьютерных обучающих средств, способствующих повышению профессионального уровня будущих специалистов.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература