logo
sbornik / Часть 2

Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.

ГБОУ ДПО НИРО, г. Нижний Новгород, Россия

Увеличение конкурентоспособности нашей страны напрямую связано с уровнем развития малого и среднего предпринимательства и количеством населения, занятого в нем. В условиях нестабильной экономической ситуации, сокращения производства и роста безработицы предприниматель ставится наиболее востребованной фигурой в экономике. Способность к предпринимательству сегодня рассматривается как один из факторов производства и является главным условием эффективного функционирования рынка. Поэтому становится очевидной необходимость осуществления предпринимательской подготовки молодежи, начинать которую необходимо уже в школе.

Предпринимательская подготовка школьников позволяет получить представление о сущности предпринимательской деятельности, лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны, развить навыки самостоятельной работы, сформировать качества, необходимые для жизни в современных условиях рыночной экономики, воспитывает готовность создавать новые источники ресурсов, развивать экономику страны, учит находить выход из трудных ситуаций, наиболее полно реализовывать свои возможности.

Особое значение имеет предметная область «Технология», которая соединяет в себе широкий диапазон знаний, умений и навыков, дает возможность совмещения теории и практики, что позволяет осуществлять предпринимательскую подготовку наиболее эффективно.

А. Парамонов выделил следующие критерии готовности подростков к предпринимательской деятельности [1, с. 211–212]:

Предметная область «Технология» имеет широкие возможности в формировании всех этих качеств.

Предпринимательская деятельность – это инновационно-проектная деятельность. Основой предпринимательской деятельности является бизнес-планирование, которое позволяет определить возможности производства и реализации нового товара или услуги, риски будущего проекта и показатели его успешности. На уроках технологии школьники выполняют творческие проекты, позволяющие получить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использования на практике. Эти виды деятельности имеют довольно много общего.

Нетрудно заметить, что написание бизнес-плана и выполнение проекта вызывают необходимость осуществления схожих действий. Однако выполнение проектов, как правило, не предполагает подробного рассмотрения определенных маркетинговых аспектов, что снижает возможности рыночной ориентации изготовленных изделий (то есть оценку их не только как предметы, предназначенные для личного использования, но и как товары, предназначенные для продажи). Для более эффективного осуществления предпринимательской подготовки следует усилить маркетинговую ориентацию проектной деятельности. Это вызовет необходимость выполнения школьниками новых видов работ: оценка производственных возможностей, анализ возможностей сбыта товаров или услуг, оценка рисков и определение точки самоокупаемости и др.

Конечно, предпринимательская подготовка школьников не имеет своей задачей воспитание из каждого выпускника успешного предпринимателя. Это и не возможно, из-за широкой генетической обусловленности некоторых видов способностей, входящих в структуру предприимчивости (то есть зависимости их от врожденных задатков и особенностей темперамента). Однако она позволит сформировать у школьников качества, особенно значимые для жизни и работы в условиях современной рыночной экономики, познакомит их с особенностями деятельности предпринимателя и профессиями «обслуживающими» предпринимательскую деятельность.