logo
sbornik / Часть 2

Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.

ГОУ СПО ЯО ЯТРТ, г. Ярославль, Россия

Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования второго поколения определена новая структура образовательного процесса, где в вариативную составляющую базисного учебного (образовательного) плана в качестве одного из компонентов включена внеурочная деятельность школьников. В связи с этим будущему учителю технологии необходимо обладать не только знаниями в области организации внеурочной работы по технологии, но и иметь соответствующий практический опыт.

Решению вышеизложенных задач и обеспечению необходимых условий подготовки будущего учителя технологии может способствовать организация совместной педагогической деятельности учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Реализация вышеперечисленных целей и задач может быть реализована при условии обеспечения определенного содержания профессиональной подготовки будущих учителей технологии.

Опираясь на основные принципы общепедагогической подготовки (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов и др.), мы определили содержательный компонент подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников, который представлен в форме интегрированной профессиональной образовательной программы.

Под интегрированной профессиональной образовательной программой (ИПОП) мы понимаем объединение различных компонентов содержания ВПО и СПО в единую профессиональную образователь­ную программу, применяемую в качестве связующего звена между подготовкой студентов в вузе и организацией обучения в техникуме.

ИПОП состоит из инвариативной, вариативной и практической частей.

Инвариативная часть ИПОП реализуется через дисциплины предметной подготовки общепрофессионального цикла основной программы соответствующего уровня в вузе (психология, педагогика, теория и методика обучения технологии и предпринимательству, возрастная анатомия и физиология, современные средства оценивания результатов обучения, управление образовательными системами, основы профессионального обучения). Содержание дисциплины «Теория и методика обучения технологии и предпринимательству» было дополнено вопросами, связанными с особенностями организации работы в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности по технологии в образовательном учреждении.

Вариативная часть состоит из дисциплин предметной подготовки будущих учителей технологии: основы электрорадиотехники, радиотехника и цифровая электроника, содержание которых было адаптировано на подготовку студентов по дополнительной профессии («Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов») в техникуме, а также к организации внеклассной и кружковой работы в области радиотехники и электроники. С этой же целью были разработаны спецкурсы:

– «Многоуровневая профессиональная подготовка», где студенты осваивают основные приемы и методы диагностики и ремонта радиоэлектронной аппаратуры и приборов, знакомятся с принципами работы и взаимодействия деталей и узлов, учатся работать с технической документацией и приобретают навыки регулировочных работ. В рамках данного спецкурса студенты посещают занятия «Радиокружка» на базе техникума, вместе с обучающимися будущие учителя принимают участие в организации и реализации проектов. Студенты самостоятельно разрабатывают планы-конспекты и проводят занятия кружка. Обязательным условием для получения зачета по предмету является взаимопосещение занятий сокурсников с оформлением анализа урока. Данный спецкурс позволяет будущим учителям получить знания и умения, не входящие в программу профессиональной подготовки в вузе, но необходимые для получения дополнительной профессии в техникуме, а также они приобретают практический опыт в организации кружковой работы радиотехнической направленности.

– «Внеурочная работа по технологии» позволяющая решить следующие задачи: сформировать у студентов систему знаний о сущности, содержании и методике преподавания внеурочной работы в учебном учреждении и дополнительного образования школьников по технологии; формирование умений и навыков её организации; сформировать умения по разработке различного типа образовательных программ.

Организация спецкурсов способствует развитию исследовательской работы будущих педагогов, а именно написанию творческих работ (например, разработка образовательной программы кружка «Электро»; «Радио»; «Электронный конструктор» и т.д.), рефератов (интернет-технологии во внеурочной деятельности школьников по технологии; применение проекторной технологии при организации внеурочной деятельности; современные формы и методы организации внеурочной деятельности школьников по технологии и т.д.), разработки курсовых работ (методика электрической проверки преобразователя напряжения; зарядное устройство для аккумуляторов; электрическая проверка голосового коммутатора и т.д.) и дипломных проектов (внеурочная деятельность по основам электрорадиотехники и электроники в системе технологической подготовки школьников; организация работы кружка по электрорадиотехнике для детей-сирот; внеклассная деятельность как фактор социально-профессионального становления детей-сирот; совершенствование лабораторного практикума по ОЭРТЭ; разработка и создание лабораторного стенда по ОЭРТЭ и др.). В системе подготовки будущих учителей технологии данная форма является связующим звеном между теоретическим материалом по проблеме организации внеурочной деятельности школьников по технологии и практической деятельности студентов в качестве педагога дополнительного образования.

Практический компонент ИПОП представлен в форме технологических практик и практикума в учебных мастерских на базе техникума, на которых будущие учителя технологии собирают различного уровня радиотехнические устройства и осуществляют их электрическую проверку. Таким образом, студенты приобретают практический опыт по реализации проектной деятельности по технологии радиотехнического профиля, а также осваивают навыки, необходимые для получения дополнительной профессии в техникуме.

В состав практического компонента ИПОП входит также и педагогическая практика, которая проходит на базе школ. В программу педагогической практики было включено обязательное проведение студентами внеклассного мероприятия (кружкового занятия) по технологии. При этом студенты не только разрабатывали программу внеурочной или кружковой работы по технологии в конкретном образовательном учреждении, но и проводили занятия с применением видео, презентаций и т.д.; составляли его план-конспект с целями, задачами, содержанием и ожидаемым результатом, а также анализировали собственную деятельность. Подбирая оптимальные формы и методы для проведения занятий, студенты приобщались к творческому поиску, что является необходимым условием реализации эффективной внеклассной работы по технологии в образовательном учреждении. Отчет по педагогической практике также дополнился, а именно планом наблюдения и таблицей для сбора информации, которые они заполняют во время взаимопосещений занятий своих сокурсников.

Таким образом, реализация интегрированной профессиональной образовательной программы подготовки будущих учителей технологии к внеурочной деятельности школьников на основе взаимодействия вуза и техникума позволяет студентам повысить уровень профессиональной компетенции в области организации внеурочной работы по технологии, а также приобрести соответствующий практический опыт.