logo
sbornik / Часть 2

Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Теоретическая подготовка будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности в условиях общеобразовательной школы является достаточно сложной проблемой, исследование которой невозможно без использования системного анализа.

Существуют различные определения понятия «система». Обобщим основные из них, которые используются в системных исследованиях. Это «целостность», «структура», «функция» – основные характеристики системы, которые конкретизируются понятием «связи». Понятие «связь» выполняет конструктивную роль, выступая как средство образования и анализа системы.

Системы, используемые в исследованиях педагогических процессов, получили название «педагогических систем». Под понятием «педагогическая система» будем понимать сложную совокупность взаимодействующих структурных компонентов и связей между ними, которые обеспечивают возможность влияния на ход педагогического процесса, то есть управлять им. Педагогические системы относятся к живым, сложно организованным, целеустремленным, управляемым (частично самоуправляемым) системам.

Решая задачи данного исследования, необходимо рассмотреть аспект проектирования педагоги­ческой системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности.

Проектирование педагогической системы проводится с учетом взаимодействия её структурных компонентов в единстве каждого из них с другими и внешней средой. «Развитие сложной системы осуществляется в направлении, обусловленном её внутренней структурой. Её нельзя навязать путём развития, можно лишь способствовать или противостоять её собственным тенденциям. В связи с этим влияния на систему парадоксальные по эффективности – сильные (с большой энергией) влияния могут не сделать никакого эффекта или оказаться деструктивными, а слабые, но резонансные (соответствующие структуре, тенденциям развития системы) могут быть чрезвычайно эффективны» [1].

Система теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности имеет определённые закономерности:

– закономерности, характерные для внутреннего строения самой системы, когда изменение одного или нескольких её структурных компонентов приводит к необходимости изменения всей системы вообще, это указывает на необходимость комплексного рассмотрения структурных компонентов (цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, студенты, преподаватели, результат) в их единстве;

– закономерности внешних связей системы, которые определяются тем, что любая система теоретической подготовки функционирует на определённом социальном и культурном фоне, которые имеют на неё решающее влияние.

Внешнее влияние могут ощущать как отдельные структурные компоненты, так и все вместе. Чаще всего влияние внешней среды осуществляется на основной структурный компонент системы – цель теоретической подготовки.

Структурные компоненты системы теоретической подготовки находятся в специфических отношениях, далёких от иерархического подчинения сверху вниз: цель – учебная информация – средства педагогической коммуникации – студенты – преподаватели – результат.

В системе теоретической подготовки к проектно-технологической деятельности содержание теоретической подготовки находится в не простых отношениях с целью и средствами обучения. Отметим, что содержание теоретической подготовки к проектно-технологической деятельности обеспечивается не одним предметом, а учебными предметами, которые входят в общетехническую, теоретическую и специальную подготовку студентов, а также различные виды практик. Поэтому говорить о какой-то одной предметной области в системе теоретической подготовки студентов нельзя. Цель системы теоретической подготовки имеет более высокую степень абстракции, чем другие структурные компоненты, и является основным структурным компонентом системы в случае стабильного учебного плана. Но при изменении учебного плана преобразуется в зависимый компонент системы и постепенно корректируется, следуя за содержанием учебной информации, что является изменяемым и таким, что проходит корректировочный отбор.

В процессе проектирования систему теоретической подготовки студентов к проектно-технологической деятельности необходимо рассматривать как мягкую, открытую систему с нечёткими границами, которая учитывает теоретические предусловия обучения проектированию и тесно с ними взаимосвязана. До предусловий обучения проектированию мы относим такие факторы:

– социальный запрос к образованию в форме требований к проектно-технологической подготовке будущих учителей технологий и критерии их научености, а также комплекс мотивов;

– содержание знаний и умений и актуальные направления проектно-технологической деятельности относительно трудового обучения;

– средства педагогической коммуникации и информационные технологии;

– специальная и методическая подготовка преподавателей, методическая поддержка личностно-ориентированной проектно-технологической подготовки студентов;

– организационно-методическое обеспечение учебного процесса (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.);

– обеспечение учебного процесса проектно-технологической подготовки в учебном заведении средствами информатизации.

Выделенные факторы позволяют уточнить границы системы теоретической подготовки студентов к проектно-технологической деятельности и определить место каждого структурного компонента (цели, учебной информации, средств педагогической коммуникации, студентов, преподавателей, результата) в самой системе, а это не что иное, как вариант проекта системы.