Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Теоретическая подготовка будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности в условиях общеобразовательной школы является достаточно сложной проблемой, исследование которой невозможно без использования системного анализа.
Существуют различные определения понятия «система». Обобщим основные из них, которые используются в системных исследованиях. Это «целостность», «структура», «функция» – основные характеристики системы, которые конкретизируются понятием «связи». Понятие «связь» выполняет конструктивную роль, выступая как средство образования и анализа системы.
Системы, используемые в исследованиях педагогических процессов, получили название «педагогических систем». Под понятием «педагогическая система» будем понимать сложную совокупность взаимодействующих структурных компонентов и связей между ними, которые обеспечивают возможность влияния на ход педагогического процесса, то есть управлять им. Педагогические системы относятся к живым, сложно организованным, целеустремленным, управляемым (частично самоуправляемым) системам.
Решая задачи данного исследования, необходимо рассмотреть аспект проектирования педагогической системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности.
Проектирование педагогической системы проводится с учетом взаимодействия её структурных компонентов в единстве каждого из них с другими и внешней средой. «Развитие сложной системы осуществляется в направлении, обусловленном её внутренней структурой. Её нельзя навязать путём развития, можно лишь способствовать или противостоять её собственным тенденциям. В связи с этим влияния на систему парадоксальные по эффективности – сильные (с большой энергией) влияния могут не сделать никакого эффекта или оказаться деструктивными, а слабые, но резонансные (соответствующие структуре, тенденциям развития системы) могут быть чрезвычайно эффективны» [1].
Система теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности имеет определённые закономерности:
– закономерности, характерные для внутреннего строения самой системы, когда изменение одного или нескольких её структурных компонентов приводит к необходимости изменения всей системы вообще, это указывает на необходимость комплексного рассмотрения структурных компонентов (цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации, студенты, преподаватели, результат) в их единстве;
– закономерности внешних связей системы, которые определяются тем, что любая система теоретической подготовки функционирует на определённом социальном и культурном фоне, которые имеют на неё решающее влияние.
Внешнее влияние могут ощущать как отдельные структурные компоненты, так и все вместе. Чаще всего влияние внешней среды осуществляется на основной структурный компонент системы – цель теоретической подготовки.
Структурные компоненты системы теоретической подготовки находятся в специфических отношениях, далёких от иерархического подчинения сверху вниз: цель – учебная информация – средства педагогической коммуникации – студенты – преподаватели – результат.
В системе теоретической подготовки к проектно-технологической деятельности содержание теоретической подготовки находится в не простых отношениях с целью и средствами обучения. Отметим, что содержание теоретической подготовки к проектно-технологической деятельности обеспечивается не одним предметом, а учебными предметами, которые входят в общетехническую, теоретическую и специальную подготовку студентов, а также различные виды практик. Поэтому говорить о какой-то одной предметной области в системе теоретической подготовки студентов нельзя. Цель системы теоретической подготовки имеет более высокую степень абстракции, чем другие структурные компоненты, и является основным структурным компонентом системы в случае стабильного учебного плана. Но при изменении учебного плана преобразуется в зависимый компонент системы и постепенно корректируется, следуя за содержанием учебной информации, что является изменяемым и таким, что проходит корректировочный отбор.
В процессе проектирования систему теоретической подготовки студентов к проектно-технологической деятельности необходимо рассматривать как мягкую, открытую систему с нечёткими границами, которая учитывает теоретические предусловия обучения проектированию и тесно с ними взаимосвязана. До предусловий обучения проектированию мы относим такие факторы:
– социальный запрос к образованию в форме требований к проектно-технологической подготовке будущих учителей технологий и критерии их научености, а также комплекс мотивов;
– содержание знаний и умений и актуальные направления проектно-технологической деятельности относительно трудового обучения;
– средства педагогической коммуникации и информационные технологии;
– специальная и методическая подготовка преподавателей, методическая поддержка личностно-ориентированной проектно-технологической подготовки студентов;
– организационно-методическое обеспечение учебного процесса (образовательные стандарты, учебные планы, программы и т.п.);
– обеспечение учебного процесса проектно-технологической подготовки в учебном заведении средствами информатизации.
Выделенные факторы позволяют уточнить границы системы теоретической подготовки студентов к проектно-технологической деятельности и определить место каждого структурного компонента (цели, учебной информации, средств педагогической коммуникации, студентов, преподавателей, результата) в самой системе, а это не что иное, как вариант проекта системы.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература