logo
sbornik / Часть 2

Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

Для дальнейшего совершенствования трудовой подготовки учащихся в школе, развития их творческих способностей и повышения интереса к обязательным занятиям и внеклассным (внешкольным) мероприятиям необходимо искать и находить новые или существенно обновленные формы, приёмы и средства обучения.

Как показывает школьная практика, достаточно эффективным в работе с учащимися может стать использование различных занимательных, игровых материалов: технических загадок, чайнвордов, кроссвордов, ребусов, омонимов, логогрифов, метаграмм и других оригинальных головоломок. Все они или большинство из них могут использоваться как на обязательных занятиях в школе, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, во время самостоятельной работы дома. Например, на уроке они могут быть предложены учащимся при повторении пройденного материала, проверке домашнего задания, закреплении новых теоретических сведений и др. В зависимости от целей и задач, имеющегося времени учитель сам лично решает, как и что использовать из заданий занимательного характера.

Значительно большие возможности для применения занимательных материалов в школе создаются при организации различных видов внеурочной работы с учащимися: технических утренников и вечеров, устных журналов, турниров, конкурсов, олимпиад, тематических классных часов, во время выпуска предметных настенных газет, бюллетеней и т.д.

Чтобы достаточно эффективно внедрять занимательные материалы в учебно-воспитательный процесс школы, учителю технологии необходимо знать их сущность (содержание, особенности), уметь самостоятельно их разрабатывать и использовать в различных педагогических ситуациях. Создание подобных материалов требует активной творческой умственной деятельности от их разработчиков. Поэтому вначале нужно хорошо подготовить учителя к работе с такими занимательными материалами, чтобы потом он смог свои идеи и находки внедрить в учебно-воспитательный процесс школы и научить детей творить по заранее определённым законам, правилам и приёмам.

При подготовке будущих учителей труда на занятиях по методике преподавания предмета в Мозырском госпедуниверситете все они в дополнение к основной программе обучаются разработке и использованию занимательных, игровых материалов. Для этого на кафедре методики трудового обучения для студентов составлены специальные задания, которые выдаются им как один из видов самостоятельной работы. Например, студенты в соответствии со своим индивидуальным вариантом задания вначале подбирают в словарях и учебных пособиях для учащихся технические термины, понятия, определения, а после используют их при разработке чайнвордов, кроссвордов, анаграмм, логогрифов и других перечисленных выше головоломок.

В качестве методической литературы студентам для работы предлагаются написанные нами и опубликованные в журнале «Школа и производство» соответствующие статьи, а также и специальные, изданные в университете, сборники технических загадок, технических кроссвордов, чайнвордов и ребусов. В этих пособиях даются конкретные рекомендации по разработке и использованию занимательных материалов.

Первой апробацией занимательных материалов для студентов факультета технологии нашего университета становится их педагогическая практика в учреждениях образования, которую они проходят на четвёртом курсе в восьмом семестре. На установочной конференции пред практикой студенты получают задание кафедры методики технологического образования по проверке эффективности использования разработанных ранее занимательных, игровых материалов в учебной работе с учащимися как непосредственно на занятиях в школьных учебных мастерских, так и при проведении различных видов внеклассных мероприятий.

В ходе практики идёт процесс активного использования занимательных материалов в работе с учащимися, проводятся наблюдения, беседы, устные и письменные опросы, педагогический эксперимент, собирается и накапливается фактический материал, который в конце анализируется и обрабатывается, делаются обоснованные выводы. По итогам проведенного педагогического исследования каждый студент готовит специальный отчёт, качество и содержание которого учитывается при выставлении итоговой отметки за практику по первой специальности. Далее полученные результаты анализируются и обсуждаются при проведении заключительной конференции по педагогической практике. Студенты обмениваются между собой информацией, опытом работы, высказывают свои суждения, дают предложения по дальнейшей разработке занимательных материалов и путях наиболее эффективного их использования на различных видах занятий в школе.

Процесс обучения студентов работе с занимательными, игровыми материалами продолжается на пятом курсе, когда они снова направляются в школы для прохождения педагогической практики и работают с учащимися в учебных мастерских.

Опыт нескольких лет работы свидетельствует о том, что учитель, который сам хорошо знает виды и особенности занимательных материалов, может успешно использовать их не только в своей непосредственной работе с учащимися на уроках или внеклассных мероприятиях, но и обучить последних создавать что-то подобное. Для учащихся заранее готовятся специальные задания по разработке и использованию словесных и других головоломок и выдаются во время проведения различных мероприятий или изучения соответствующих тем программы.

Таким образом, практика использования занимательных, игровых материалов в работе с учащимися приобретает целенаправленный технико-технологический смысл и уже даёт свои положительные результаты. Она свидетельствует о достаточно значительной учебно-воспитательной эффективности этих материалов и позволяет пополнять перечень хорошо известных форм, методов, приёмов и средств обучения в трудовой подготовке новыми, оригинальными. Всё сказанное подтверждается предварительными результатами, полученными нами в ходе проводимого в вузе и в школах научного исследования по обозначенной выше проблеме.

Кроме этого, активно продолжается процесс разработки (создания) совершенно новых учебно-методических пособий, включающих очередную группу занимательных, игровых материалов, необходимых учителю трудового обучения в его повседневной работе с учащимися. Например, подготовлено к изданию ещё одно пособие «Метаграммы, анаграммы, логогрифы, омонимы в технике» и отправлено несколько соответствующих статей для учителей трудового обучения в профессиональный журнал «Школа и производство».

Анализируя полученные предварительные результаты проводимого педагогического исследования, можно уже на данном этапе сделать следующие выводы:

1. Для дальнейшего совершенствования трудовой подготовки учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса в школе необходимо искать и стремиться находить новые формы, методы и средства обучения.

2. В процессе педагогических поисков следует больше внимания уделять развитию интереса, любознательности и творческой активности учащихся как на занятиях, так и в ходе внеклассной работы.

3. Ведущую роль при этом могут сыграть следующие занимательные, игровые материалы с техническим содержанием: загадки, чайнворды, кроссворды, ребусы, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омонимы и другие головоломки.

4. Овладевать работой с занимательными, игровыми материалами должны, в первую очередь, студенты факультета технологии (будущие учителя) во время различных видов занятий, самоподготовки и педагогической практики в школе.

5. Устные и письменные опросы, беседы с учащимися и учителями, математические расчёты уже сейчас показывают возрастание уровня подготовки учащихся по предмету и усиление их интереса к различным видам учебно-трудовой деятельности в школе как результат использования занимательных, игровых материалов.