logo
sbornik / Часть 2

Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.

СФ ФГБОУ ВПО БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Изменение социально-экономических условий в обществе в последние годы привело к смене многих критериев жизни. Рыночная экономика предъявляет новые требования не только к способностям и готовности выпускников педагогических вузов решать сложные профессиональные задачи, но и к их социально значимым качествам. Резко возросла конкуренция на рынке труда. Не все выпускники вузов работают по специальности, не умея адаптироваться в новых условиях. Конкурентоспособность специалиста определяется, в первую очередь, качеством его образования. Только широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни. Возросли требования к организаторским способностям специалистов и таким социально значимым качествам, как социально-коммуникативная мобильность, стремление к успеху, готовность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, способность решать задачи в нестандартных условиях, способность реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. В этих условиях трансформируются цели и задачи системы образования в целом и высшего образования особенно, осуществляется переориентация его на новые потребности общества. Происходит смена образовательной парадигмы с информационной на развивающую самостоятельную познавательную активность обучающихся.

Современные цели профессиональной подготовки будущих бакалавров педагогического образования в высшей педагогической школе предполагают серьезные изменения в содержании и структуре математического образования выпускников соответствующих факультетов. Эти цели направлены на реализацию социального заказа общества – соответствие специалиста – бакалавра педагогического образования – требованиям школы сегодняшнего дня, развитию науки и техники. Особую актуальность приобретает проблема создания целостной системы математической подготовки будущих бакалавров в вузе.

Математическое образование, развивающее способность адекватно взаимодействовать с социальным и природным окружением, является глубоко моральным и актуальным. Речь идет не только о его практической необходимости с точки зрения социально-экономической жизни вообще, а о его полезности, которая имеет отношение к непосредственным жизненным ситуациям и интересам современного студента. Современные специалисты должны не только обладать определенным запасом знаний специального характера, но и общекультурным развитием, умением анализировать частные явления и находить общие закономерности. Это такое университетское образование, получив которое, выпускники гуманитарных и естественнонаучных факультетов способны дальше самостоятельно учиться, работать и переучиваться. Получение качественного фундаментального образования должно гарантировать решение главной задачи – «научить учиться». Для того, кто в университете сможет научиться учиться, его практическая и интеллектуальная деятельность всю жизнь будет наилучшей школой. Изучение математики может помочь выработать нужные качества для решения этой задачи, а также дисциплинированность ума, умение логически мыслить, объективность в суждениях и способность рассматривать явления одновременно с разных сторон. Математическое образование формирует мировоззрение студентов, которое не может быть восполнено изучением только гуманитарных дисциплин. Современная математика для гуманитариев предоставляет блестящие образцы методов решения рационалистических проблем, относящихся к различным видам человеческой деятельности.

В этих условиях особое значение приобретает управление качеством высшего образования, которое включает в себя формирование и нормирование целей по качеству образования, обеспечение достижения целей, оценку достижения этих целей. Определенный вклад в формирование будущего специалиста и личности, в развитие у него профессионально значимых качеств вносит каждая конкретная дисциплина. Поэтому особенно актуальной становится проблема комплексного подхода к формированию математических способностей как составной части педагогической системы, от качества функционирования компонентов которой зависит в конечном итоге и качество технологического образования подрастающего поколения [1].

Современный молодой человек должен обладать широким спектром технологических познаний, в том числе и в области применения ЭВМ в проектировании, создании технической документации, моделировании. Поэтому будущий труженик должен знать основные понятия, связанные с компьютерным моделированием, владеть методами математического моделирования, иметь представление о системах автоматизированного проектирования, различных концепциях формализации задач, уметь самостоятельно разрабатывать алгоритм составления программы по моделированию различных процессов и явлений и т.д. Компьютеризация образования приобщает студентов к прогрессу информационной технологии.

Метод математического моделирования представляет интерес и в связи с тем, что он синтезирует в себе целый ряд методов научного познания – анализ, синтез, обобщение и специализацию, абстрагирование, конкретизацию, аналогию и другие методы. «Принцип моделирования в обучении математике означает, во-первых, изучение самого содержания школьного курса математики с модельной точки зрения, во-вторых, формирование у учащихся умений и навыков математического моделирования различных явлений и ситуаций, наконец, в-третьих, широкое использование моделей как внешних опор для внутренней мыслительной деятельности, для развития научно-технического стиля мышления», – пишет Л.М. Фридман [2].

Математика считается самым трудным предметом и школьного, и вузовского образования. Математика является точной абстрактной наукой. Точность в математике означает, что методом исследования в математике являются строгие логические рассуждения, а результаты исследований формируются в строгой логической форме. Абстрактность математики означает, что объектами ее изучения являются логические модели. Для математики важна не природа рассматриваемых объектов, а лишь существующие между ними соотношения. С абстрактностью математики связана, с одной стороны, определенная трудность ее усвоения, а с другой – ее сила, универсализм и общность.