Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Критерием качества подготовки выпускников высших учебных заведений выступает уровень сформированной профессиональной компетентности. Концепция педагогической компетентности будущих учителей в системе подготовки специалистов приводит такое толкование профессионально компетентного педагога: личностные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и эффективно реализовывать цели педагогического процесса.
Многообразие и неоднозначность педагогических ситуаций требуют вариативных подходов к их анализу и решению. Творческий подход к профессиональной подготовке будущих учителей – одно из главных условий гармоничного обучения, воспитания и развития. На творческий характер педагогической деятельности обращали внимание многие исследователи прошлого и современности: Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, К. Ушинский, П. Блонский, С. Шацкий, А. Макаренко, В. Сухомлинский, Б. Гершунский, А. Щербаков, Е. Шиянов, В. Загвязинский, В. Кан-Калик, Н. Кузьмина, В. Сластёнин и др.
Творчество составляет сущность различных видов деятельности человека, оно присуще человеку через сознание, мышление, воображение и т.д. Предпосылкой творчества является пластичность человеческого мышления, которая проявляется в способности личности к многостороннему, вариативному видению мира. Креативность является неисчерпаемым источником вдохновения, активности и инноваций, она делает педагогическую науку живой и продуктивной, дает возможность дальнейшего развития. В свою очередь, привлечение учителя к творчеству стимулирует его к самовыражению, саморазвитию, самосовершенствованию, поиску новых или «неординарного» использования уже известных технологий и приемов профессиональной деятельности.
Вместе с приобретением знаний, важным фактором профессионального становления являются чувственные формы осязания действительности, побуждающие к переживанию, восприятию и осознанию разнообразия окружающего мира. В этом смысле творчество педагога обеспечивает эффективное владение логическими операциями, способствует развитию теоретического мышления.
Особую роль в развитии творческого потенциала личности играет искусство. Возможность обучать языком искусства исследовали Л. Брюховецкая, И. Зязюн, Л. Казачкова, В. Кондратюк, Л. Масол, Н. Сергеева. Так, исследовательница Н. Сергеева рассматривает артпедагогику как новое научное направление, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства к решению различных педагогических задач. Процесс использования артпедагогики очень тесно переплетает художественное развитие, эстетическое воспитание и общение по поводу увиденного и услышанного, что дает возможность использовать в образовательном процессе практически все виды искусства.
Важным, по нашему мнению, является применение артпедагогики в различных педагогических ситуациях: в процессе организации работы студентов, общении, ориентации на понимание мыслей другого, восприятии другой точки зрения, умении довести свое мнение, убедить аудиторию; в умелом владении диалогическим мышлением, уровень развития которого в свою очередь зависит от индивидуальности и сознания педагога, его эрудиции, владения педагогической техникой, методами обучения. Только в процессе самостоятельной умственной деятельности, собственной активности студентов формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, творческое мышление и другие личностно значимые качества.
Артпедагогика возникла и развивается на пересечении педагогики и искусства. Отметим, что на сегодня понятие «артпедагогика» как особое направление в современной педагогической науке не получило еще достаточно полного и точного определения. Но, несмотря на этот факт, педагоги и творчески мыслящие учителя, преподаватели вузов все чаще начинают использовать в своей практике отдельные приемы, методы и технологии артпедагогики. Составляющими артпедагогики ученые выделяют изобразительное искусство, музыку, театр, киноискусство и др.
Творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности. Даже педагог-новатор, предлагая собственную педагогическую технологию, строит свою деятельность в соответствии с общими составляющими в поиске решения педагогических задач, в частности, в процессе анализа педагогической ситуации, проектирования желаемого результата на основе изученных данных, выбора целесообразных средств для его получения и проверки, оценки полученных результатов, формирования новых задач и т.д. Безусловно, творчески работающий педагог создает свою педагогическую систему, но она является лишь средством для получения наилучшего в данных условиях результата.
Мы понимаем использование атрпедагогики в педагогической деятельности как способность мыслить и действовать неординарно, умение и желание привносить что-то свое уникальное используя искусство в любой повседневной работе, видеть и открывать что-то новое в известных вещах.
Использование атрпедагогики в процессе профессиональной подготовки способствует выявлению личностно-творческой, индивидуальной позиции и стиля мышления педагога, развития его способностей, изобретения новых способов педагогической деятельности, разработке эффективной методики, обобщению педагогических знаний в профессиональной подготовке будущих специалистов. Таким образом, внедрение искусства в профессиональной подготовке должно способствовать формированию комплекса свойств личности будущего учителя, его педагогической техники, педагогических способностей, профессиональных знаний, гуманистической направленности и др.
Мы глубоко убеждены, что в образовательной среде должно быть место творчеству, поиску, реализации способностей и интересов студентов, накоплению личного творческого опыта и деятельности, что будет способствовать формированию личности с гибким, продуктивным мышлением, способной генерировать оригинальные идеи. Артпедагогика имеет целью помочь человеку научиться понимать себя и гармонично сосуществовать с окружающим обществом, научиться познавать влияние законов красоты и нравственности в мире. С помощью искусства можно эффективно корректировать определенные аспекты самосознания студента. Таким образом, внедрение артпедагогики в систему подготовки будущих учителей позволяет нам освоить новую область знаний, освоить новые методы обучения и воспитания, наиболее современные и актуальные сегодня и сделать обучение более результативным.
Таким образом, артпедагогика является важной составляющей реализации творческого подхода, в процессе профессиональной подготовки будущих учителей. Высшие педагогические учреждения должны воспитать специалистов, для которых культура, искусство и творчество являются неотъемлемой потребностью успешного овладения профессиональной деятельностью.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература