logo
sbornik / Часть 2

Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Республика Башкортостан, Россия

Характеризуя основные требования к педагогической и психологической науке и содержание концепции перестройки образования, необходимо еще больше внимания уделять человеческой личности, развитию индивидуальности, для чего сам педагогический процесс должен строиться на основе учета реальных психологических и психофизиологических возможностей учащихся. В контексте этой общей задачи актуальной является и оптимизация тех конкретных видов деятельности, в которых большое значение имеет индивидуальная работа преподавателя с каждым учеником. При изучении этой проблемы необходимо сопоставить успешность обучения по предмету с учетом индивидуально-типических особенностей. Таким образом, рассматривая различные стадии учебного процесса, которые, как известно, отличаются по степени сложности и объёму теоретического и практического материала или индивидуальных особенностей учащихся с точки зрения конкретизации способов формирования знаний, умений и навыков.

Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют посредством внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, принято относить задатки, способности, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и др.

Проблема индивидуализации обучения многоаспектная как в теоретическом, так и в практическом планах и крайне противоречива в попытках ее разрешения.

Индивидуализация – это не просто удивительно интересная и занимательная сторона педагогической деятельности, которой в некоторых обстоятельствах можно пренебречь, но и насущная необходимость, с ней мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, входя в группу детского сада и вступая в контакт с детьми, начиная любое обучающее занятие.

Индивидуальность человека многогранна. Она включает как качественные, так и количественные характеристики. Индивидуальность – это единое целое, неповторимое, уникальное, внутренне согласованное, направленное на реализацию жизненно важных функций самосохранения, развития и разрушения.

Индивидуальный подход – важнейший психолого-педагогический принцип, согласно которому в воспитательно-образовательной работе с детьми должны учитываться все индивидуальные особенности.

Если педагогику считать искусством формирования личности с учетом индивидуальных особенностей, то при этих условиях может быть более эффективным процесс использования современных методов, разработанных в педагогике применительно к решению проблемы.

В педагогической науке под индивидуализацией понимают «учет в процессе обучения индивидуальных особенностей во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности в какой мере учитываются» При использовании любых форм и методов нельзя учесть все индивидуальные особенности студентов. Во внимание принимаются те их черты, которые оказываются важными в процессе обучения.

Во-первых, это уровень умственного развития, который нередко отождествляется со способностями к обучению. Критерии, на основании которых студент попадает в группу высокоразвитых или низкоразвитых, – успехи в учении, скорость и легкость усвоения знаний, умений оперативно и адекватно отвечать на занятиях и т.д. Однако такое качество, как уровень умственного развития, а также связанные с ним черты характера, не отличаются стабильностью. Итак, уровень развития умственных способностей – весьма ненадежный, чересчур изменчивый критерий и за ним скрывается множество различных факторов, влияющих на успешность учебной деятельности. И в значительной мере на развитие способностей влияют психодинамические свойства (темперамента).

С другой стороны индивидуальные особенности довольно консервативны. Изменить их практически нельзя, но невозможно не обращать на них внимания, ибо их влияние ощутимо в деятельности, в поведении, во взаимоотношениях с окружающими.

В первую очередь к таким особенностям относят черты, связанные с индивидуальными проявлениями основных свойств нервной системы. Сочетания основных свойств нервной системы образуют типы нервной системы; поэтому такие свойства часто называют индивидуально-типологическими. Таким образом, учет как психофизиологических, так и психологических черт важен для достижения двух основных целей – повышения эффективности обучения и облегчения труда преподавателя. В вузе принцип индивидуального подхода может быть реализован в форме индивидуализации и дифференциации. Можно выделить два разных критерия, которые лежат в основе индивидуализации: 1) ориентация на уровень достижений школьника; 2) ориентация на процессуальные особенности его деятельности.

Поэтому одна из задач преподавателя – понять индивидуальные особенности студента и учитывать их в своей работе. Другая задача – помочь осознавать их студенту и научить его использовать свои преимущества для компенсации недостатков. В связи с этим можно выделены такие основания для классификации форм организации обучения: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность учебной работы. Нужно заметить, что индивидуальный подход важен не только для того, чтобы студент просто нормально развивался и учился.

В истории мировой педагогической мысли и практике обучения известны самые разнообразные формы организации обучения. Их возникновение, развитие, совершенствование и постепенное отмирание отдельных из них связано с требованиями, потребностями развивающегося общества. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток и на организацию обучения.