Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Интенсификация процессов в различных сферах стала сегодня объективной реальностью современного общества. Это требует и новых подходов к организации образовательного процесса, позволяющих в минимально короткие сроки обучения максимально усвоить обучающимся необходимый объем учебного материала.
Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность.
При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий.
Сегодня система образования должна способствовать не только развитию интеллекта обучающихся, но и повышать и развивать их потенциальные возможности. Решить такие проблемы можно путем разумного сочетания традиционного и интенсивного обучения.
Интенсивное обучение имеет целый ряд преимуществ в сравнении с традиционным. Эти преимущества основаны на активном общении участников образовательного процесса. Особенностями интенсивного обучения являются:
совместная деятельность преподавателя и обучающегося, при которой реализуется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
наличие в процессе интенсивного обучения коллективной познавательной деятельности обучающихся.
По мнению А.П. Панфиловой, эффективная работа преподавателя в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий [1, с. 7–9]:
1. Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение).
2. Наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Диалогическое общение является необходимым условием реализации интенсивных технологий, выражением «субъект-субъектных» отношений в противоположность традиционным «субъект-объектным».
3. Личностная направленность преподавателя. Влияние авторитета, личности преподавателя на активизацию процессов повышения восприятия студентами материала, понимания, запоминания и т.д.
С целью определения оптимальных методов организации учебных занятий по народным художественным ремеслам, развития познавательного интереса и творческой активности студентов художественно-графического факультета ВГУ имени П.М. Машерова на занятиях по художественной керамике проводился эксперимент по апробации учебных заданий, составленных с учетом уровня подготовленности студентов.
Занятия по художественной керамике способствуют решению ряда задач: позволяют повысить уровень эстетического и нравственного развития личности, создать условия для максимального развития познавательного профессионального интереса и активизации их творческого потенциала, развивать пространственное, абстрактное и художественное воображение, развивать мелкую моторику рук и др. Использование заданий разного уровня сложности на учебных занятиях позволяют не только осваивать новые приемы и навыки работы с материалом, но и совершенствовать умения и навыки работы с глиной, полученные ранее.
На первом занятии студенты выполняли единое задание – изготовление пласта. По результатам констатирующего этапа было выявлено, что четыре человека не имеют практических навыков работы с глиной, два человека имеют поверхностные навыки работы с материалом. Только три студента обладают некоторыми профессиональными навыками работы с пластом.
На формирующем этапе эксперимента студенты выполняли ряд заданий по ручной лепке из глины. Первая группа выполняла изделие, копируя его и осваивая приемы и навыки работы с материалом. Вторая группа студентов не копировала, а самостоятельно разрабатывала декоративные элементы для украшения пласта. В ходе работы использовались видеоматериалы по ручной лепке из глины.
На контролирующем этапе проводилось анкетирование, просмотр и оценивание творческих работ студентов. Критерии оценивания работ позволяли выявить достигнутый уровень профессиональных умений и навыков обучаемых.
По составленной диаграмме (рисунок 1) видно, что уровень профессиональных навыков студентов повысился в среднем на два-три балла. На рисунке 2 показано изменение уровня профессиональной подготовленности обучаемых.
Рисунок 1. – Уровень профессиональных навыков студентов
При обработке анкетных данных выявлено, что изучение традиций и передового опыта мастеров-керамистов изучается студентами, они свободно называют имена наиболее известных практиков по керамике. Дальнейшее изучение теоретического материала, техник и технологий изготовления керамических изделий у 80% студентов сопоставляется с дальнейшей профессиональной деятельностью.
Рисунок 2. – Изменение уровня профессиональной подготовленности студентов
Таким образом, условием реализации целей интенсивного обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающую во все обучение индивидуальную, групповую и коллективную формы самостоятельной работы. Это предоставляет широкий простор для самовыражения студентами творческой активности в диалоге, дискуссии, решении учебных задач, сочетании педагогических технологий, раскрывающих резервные возможности личности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература