logo
sbornik / Часть 2

Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.

УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Интенсификация процессов в различных сферах стала сегодня объективной реальностью современного общества. Это требует и новых подходов к организации образовательного процесса, позволяющих в минимально короткие сроки обучения максимально усвоить обучающимся необходимый объем учебного материала.

Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых участник образовательного процесса может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность.

При активном обучении студент в большей степени становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, активно участвует в познавательном процессе, выполняя творческие, поисковые, проблемные задания. Осуществляется взаимодействие обучающихся друг с другом при выполнении заданий.

Сегодня система образования должна способствовать не только развитию интеллекта обучающихся, но и повышать и развивать их потенциальные возможности. Решить такие проблемы можно путем разумного сочетания традиционного и интенсивного обучения.

Интенсивное обучение имеет целый ряд преимуществ в сравнении с традиционным. Эти преимущества основаны на активном общении участников образовательного процесса. Особенностями интенсивного обучения являются:

По мнению А.П. Панфиловой, эффективная работа преподавателя в режиме интенсивного обучения зависит от нескольких условий [1, с. 7–9]:

1. Соответствие возможностей преподавателя целям и задачам конкретной технологии (игра, тренинг, упражнение).

2. Наличие у преподавателя профессионального опыта участия в групповом взаимодействии. Диалогическое общение является необходимым условием реализации интенсивных технологий, выражением «субъект-субъектных» отношений в противоположность традиционным «субъект-объектным».

3. Личностная направленность преподавателя. Влияние авторитета, личности преподавателя на активизацию процессов повышения восприятия студентами материала, понимания, запоминания и т.д.

С целью определения оптимальных методов организации учебных занятий по народным художественным ремеслам, развития познавательного интереса и творческой активности студентов художественно-графического факультета ВГУ имени П.М. Машерова на занятиях по художественной керамике проводился эксперимент по апробации учебных заданий, составленных с учетом уровня подготовленности студентов.

Занятия по художественной керамике способствуют решению ряда задач: позволяют повысить уровень эстетического и нравственного развития личности, создать условия для максимального развития познавательного профессионального интереса и активизации их творческого потенциала, развивать пространственное, абстрактное и художественное воображение, развивать мелкую моторику рук и др. Использование заданий разного уровня сложности на учебных занятиях позволяют не только осваивать новые приемы и навыки работы с материалом, но и совершенствовать умения и навыки работы с глиной, полученные ранее.

На первом занятии студенты выполняли единое задание – изготовление пласта. По результатам констатирующего этапа было выявлено, что четыре человека не имеют практических навыков работы с глиной, два человека имеют поверхностные навыки работы с материалом. Только три студента обладают некоторыми профессиональными навыками работы с пластом.

На формирующем этапе эксперимента студенты выполняли ряд заданий по ручной лепке из глины. Первая группа выполняла изделие, копируя его и осваивая приемы и навыки работы с материалом. Вторая группа студентов не копировала, а самостоятельно разрабатывала декоративные элементы для украшения пласта. В ходе работы использовались видеоматериалы по ручной лепке из глины.

На контролирующем этапе проводилось анкетирование, просмотр и оценивание творческих работ студентов. Критерии оценивания работ позволяли выявить достигнутый уровень профессиональных умений и навыков обучаемых.

По составленной диаграмме (рисунок 1) видно, что уровень профессиональных навыков студентов повысился в среднем на два-три балла. На рисунке 2 показано изменение уровня профессиональной подготовленности обучаемых.

Рисунок 1. – Уровень профессиональных навыков студентов

При обработке анкетных данных выявлено, что изучение традиций и передового опыта мастеров-керамистов изучается студентами, они свободно называют имена наиболее известных практиков по керамике. Дальнейшее изучение теоретического материала, техник и технологий изготовления керамических изделий у 80% студентов сопоставляется с дальнейшей профессиональной деятельностью.

Рисунок 2. – Изменение уровня профессиональной подготовленности студентов

Таким образом, условием реализации целей интенсивного обучения выступает разнообразие организационных форм, предполагающее проникающую во все обучение индивидуальную, групповую и коллективную формы самостоятельной работы. Это предоставляет широкий простор для самовыражения студентами творческой активности в диалоге, дискуссии, решении учебных задач, сочетании педагогических технологий, раскрывающих резервные возможности личности.