Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
УГПУ им. П. Тычины, г. Умань, Украина
Современное высокотехнологичное производство характеризуется разнообразием технических средств и технологий, которые по своей сути и назначению позволяют обеспечить гарантированное получение необходимого продукта труда в соответствии с заданными целями деятельности. Характер технической оснащенности производства и имеющихся технологий в их совокупности отражают уровень интеллектуального, духовного потенциала общества, возможности самореализации каждого человека. Бесспорно, подрастающему поколению нужно овладевать знаниями о сущности технологических преобразований окружающей действительности. У каждого школьника должны быть сформированы четкие представления о способах преобразовательной деятельности человека, её эволюции и тенденции развития, результатов и последствий влияния производственной деятельности на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов техногенного развития общества следует считать наличие знаний и умений выполнять различные преобразовательные процедуры, прогнозировать и проектировать собственную деятельность в технологической среде, что непрерывно изменяется и усложняется.
Практическое усвоение технологических закономерностей преобразовательной деятельности, овладение способами, средствами и культурой труда, профессиональное самоопределение может осуществляться только при наличии в структуре общего среднего образования соответствующего учебного предмета. Именно с этой целью Государственный стандарт образовательной отрасли «Технология» предполагает, что все ученики старших классов должны изучать самостоятельный учебный предмет «Основы современного производства». Он призван обеспечивать формирование у школьников: устойчивых представлений о культуре труда и технической культуре; практических знаний и умений, отражающих распространенные способы, средства, процессы, результаты и последствия производственной деятельности; применение, получение или преобразование объектов природной, искусственной и социальной среды. Этого не обеспечивает никакой другой учебный предмет [3].
В Государственном стандарте базового полного среднего образования определены требования к образованности учеников и выпускников основной и старшей школ, которые охватывает базовый учебный план. В частности, содержание базового и полного среднего образования создает предпосылки для индивидуализации и дифференциации обучения, его мобильности в старшей школе, внедрение личностно ориентированных педагогических технологий, формирование социальной, коммуникативной, компьютерной и других видов компетентности учащихся.
Основная цель образовательной отрасли «Технология» заключается в формировании технически, технологически образованной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологического информационного общества, жизненно необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, основных компонентов информационной культуры учащихся, обеспечении условий для их профессионального самоопределения, выработке у них навыков творческой деятельности, воспитании культуры труда, осуществлении допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей. Усвоение учащимися содержания образовательной отрасли «Технология» обеспечивает, в частности, создание условий для реализации личностно ориентированного подхода к обучению, воспитания и развития личности; ознакомление учеников с местом и ролью информационно-коммуникационных технологий в современном швейном производстве, науке, повседневной жизни, формирование технического мировоззрения и соответствующего уровня образования, закрепление на практике знаний о технологической деятельности, опираясь на законы и закономерности развития природы, общества, производства, человека и т.д. [3, 5].
Правильное понимание и применение научных категорий и понятий – одно из главных предусловий создания у учащихся целостного представления об окружающем мире. А это является одним из главных заданий общеобразовательной школы. Для выполнения этой предпосылки следует, чтобы все предметы были связаны с какой-то составной окружающей среды. Анализируя работы многих авторов, рассматривавших структуру системы производства, мы пришли к выводу, что ее, в самом общем виде, с позиции социально-экономических отношений, можно рассматривать так: «Общественное производство имеет две стороны: производительные силы, выражающие отношение общества к природным силам, в борьбе с которыми оно добывает материальные блага, и производственные отношения, то есть отношения людей друг к другу в процессе производства».
Производство имеет две взаимосвязанные стороны: отношение людей к природе и взаимоотношения людей в процессе производства. Первая отражает материальное содержание процесса труда (производительные силы), вторая – его общественную форму (производственные отношения) [2].
Другое направление экономической теории рассматривает производство только как сочетание капитала и труда. В этом случае совершенно выпадают материальные составляющие любого производства и само содержание технологического процесса, без которого невозможно любое производство.
Выбор системы является важным для определения научной основы, базиса определенного школьного предмета, который определяется как уровень стандарта для старшей школы.
Исходя из тех соображений, что деление на элементы, которые содержат не только экономические показатели производства, а учитывают и другие, не менее важные компоненты производственной деятельности, такие, как техника, технология, организация и управление, мы остановились на следующих основных элементах, раскрытие содержания которых и их места в структуре современного производства позволит подрастающему поколению понять свое место и принципы поведения в этой сложной техногенной среде.
Те принципы разделения на составляющие элементы, на которых основывается содержание предмета «Основы современного производства», дает возможность рассмотреть производственную деятельность человека со всех сторон, молодому человеку представить эти процессы, отбрасывая несущественное и обращая внимание на самое главное, что является жизненно необходимым для существования в современном мире, преобразовывая в дальнейшей жизни знания, полученные во время изучения предмета, в собственный опыт производственной деятельности. Это и есть компетенции, которые так необходимы человеку для дальнейшей производственной и общественной деятельности.
В основной школе (5–9 классы) излагаются эти предметы, в том числе и «Обслуживающие виды труда», которые дают детям знания и умения творчески осмысливать и создавать материальную и информационную составляющую своей деятельности. Но этого недостаточно для того, чтобы полноценно войти в социально-производственную среду.
Задачей старшей школы (10–11 классы) является предоставление ребёнку возможности определиться, выбрать направление своего профессионального развития, своей деятельности в обществе [3, 6].
Процесс получения жизненных и профессиональных компетенций требует более глубокой межпредметной интеграции, чем раннее. Количество информации, наук, сфер деятельности возрастает. Происходит существенная дифференциация профессиональных знаний. Но в связи с такими быстрыми изменениями в информационном пространстве узко профессиональные знания быстро стареют. Работник становится неспособным выполнять свои профессиональные функции.
Помочь этому можно через интегративные процессы, через синтез знаний различных наук, через создание граничной, междисциплинарной системы знаний. Такой подход создает условия для быстрой, мобильной перестройки, переосмысления задач, которые встают перед работником на каждом этапе жизни общества, особенно при существенных изменениях в производственных процессах.
Именно для такой готовности и необходим интегрированный предмет «Основы современного производства», который может объединить, структурировать, интегрировать и синтезировать информацию, полученную детьми на предыдущих периодах обучения и по другим предметам старшей школы. Именно этот предмет покажет необходимость получения информации, с которой знакомятся дети при изучении различных общеобразовательных предметов, понимание их важности для дальнейшей жизни в условиях современного техногенного, информационного общества, для возможности быстрой перестройки члена общества, для возможности деятельности в на любом звене общественного производства. И как прямое следствие - повышение общего уровня культуры личности [1, 4].
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература