logo
sbornik / Часть 2

Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.

УГПУ им. П. Тычины, г. Умань, Украина

Современное высокотехнологичное производство характеризуется разнообразием технических средств и технологий, которые по своей сути и назначению позволяют обеспечить гарантированное получение необходимого продукта труда в соответствии с заданными целями деятельности. Характер технической оснащенности производства и имеющихся технологий в их совокупности отражают уровень интеллектуального, духовного потенциала общества, возможности самореализации каждого человека. Бесспорно, подрастающему поколению нужно овладевать знаниями о сущности технологических преобразований окружающей действительности. У каждого школьника должны быть сформированы четкие представления о способах преобразовательной деятельности человека, её эволюции и тенденции развития, результатов и последствий влияния производственной деятельности на личность, общество и природу. Необходимым условием осознания проблем и процессов техногенного развития общества следует считать наличие знаний и умений выполнять различные преобразовательные процедуры, прогнозировать и проектировать собственную деятельность в технологической среде, что непрерывно изменяется и усложняется.

Практическое усвоение технологических закономерностей преобразовательной деятельности, овладение способами, средствами и культурой труда, профессиональное самоопределение может осуществляться только при наличии в структуре общего среднего образования соответствующего учебного предмета. Именно с этой целью Государственный стандарт образовательной отрасли «Технология» предполагает, что все ученики старших классов должны изучать самостоятельный учебный предмет «Основы современного производства». Он призван обеспечивать формирование у школьников: устойчивых представлений о культуре труда и технической культуре; практических знаний и умений, отражающих распространенные способы, средства, процессы, результаты и последствия производственной деятельности; применение, получение или преобразование объектов природной, искусственной и социальной среды. Этого не обеспечивает никакой другой учебный предмет [3].

В Государственном стандарте базового полного среднего образования определены требования к образованности учеников и выпускников основной и старшей школ, которые охватывает базовый учебный план. В частности, содержание базового и полного среднего образования создает предпосылки для индивидуализации и дифференциации обучения, его мобильности в старшей школе, внедрение личностно ориентированных педагогических технологий, формирование социальной, коммуникативной, компьютерной и других видов компетентности учащихся.

Основная цель образовательной отрасли «Технология» заключается в формировании технически, технологически образованной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологического информационного общества, жизненно необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, основных компонентов информационной культуры учащихся, обеспечении условий для их профессионального самоопределения, выработке у них навыков творческой деятельности, воспитании культуры труда, осуществлении допрофессиональной и профессиональной подготовки по их желанию и с учетом индивидуальных возможностей. Усвоение учащимися содержания образовательной отрасли «Технология» обеспечивает, в частности, создание условий для реализации личностно ориентированного подхода к обучению, воспитания и развития личности; ознакомление учеников с местом и ролью информационно-коммуникационных технологий в современном швейном производстве, науке, повседневной жизни, формирование технического мировоззрения и соответствующего уровня образования, закрепление на практике знаний о технологической деятельности, опираясь на законы и закономерности развития природы, общества, производства, человека и т.д. [3, 5].

Правильное понимание и применение научных категорий и понятий – одно из главных предусловий создания у учащихся целостного представления об окружающем мире. А это является одним из главных заданий общеобразовательной школы. Для выполнения этой предпосылки следует, чтобы все предметы были связаны с какой-то составной окружающей среды. Анализируя работы многих авторов, рассматривавших структуру системы производства, мы пришли к выводу, что ее, в самом общем виде, с позиции социально-экономических отношений, можно рассматривать так: «Общественное производство имеет две стороны: производительные силы, выражающие отношение общества к природным силам, в борьбе с которыми оно добывает материальные блага, и производственные отношения, то есть отношения людей друг к другу в процессе производства».

Производство имеет две взаимосвязанные стороны: отношение людей к природе и взаимоотношения людей в процессе производства. Первая отражает материальное содержание процесса труда (производительные силы), вторая – его общественную форму (производственные отношения) [2].

Другое направление экономической теории рассматривает производство только как сочетание капитала и труда. В этом случае совершенно выпадают материальные составляющие любого производства и само содержание технологического процесса, без которого невозможно любое производство.

Выбор системы является важным для определения научной основы, базиса определенного школьного предмета, который определяется как уровень стандарта для старшей школы.

Исходя из тех соображений, что деление на элементы, которые содержат не только экономические показатели производства, а учитывают и другие, не менее важные компоненты производственной деятельности, такие, как техника, технология, организация и управление, мы остановились на следующих основных элементах, раскрытие содержания которых и их места в структуре современного производства позволит подрастающему поколению понять свое место и принципы поведения в этой сложной техногенной среде.

Те принципы разделения на составляющие элементы, на которых основывается содержание предмета «Основы современного производства», дает возможность рассмотреть производственную деятельность человека со всех сторон, молодому человеку представить эти процессы, отбрасывая несущественное и обращая внимание на самое главное, что является жизненно необходимым для существования в современном мире, преобразовывая в дальнейшей жизни знания, полученные во время изучения предмета, в собственный опыт производственной деятельности. Это и есть компетенции, которые так необходимы человеку для дальнейшей производственной и общественной деятельности.

В основной школе (5–9 классы) излагаются эти предметы, в том числе и «Обслуживающие виды труда», которые дают детям знания и умения творчески осмысливать и создавать материальную и информационную составляющую своей деятельности. Но этого недостаточно для того, чтобы полноценно войти в социально-производственную среду.

Задачей старшей школы (10–11 классы) является предоставление ребёнку возможности определиться, выбрать направление своего профессионального развития, своей деятельности в обществе [3, 6].

Процесс получения жизненных и профессиональных компетенций требует более глубокой межпредметной интеграции, чем раннее. Количество информации, наук, сфер деятельности возрастает. Происходит существенная дифференциация профессиональных знаний. Но в связи с такими быстрыми изменениями в информационном пространстве узко профессиональные знания быстро стареют. Работник становится неспособным выполнять свои профессиональные функции.

Помочь этому можно через интегративные процессы, через синтез знаний различных наук, через создание граничной, междисциплинарной системы знаний. Такой подход создает условия для быстрой, мобильной перестройки, переосмысления задач, которые встают перед работником на каждом этапе жизни общества, особенно при существенных изменениях в производственных процессах.

Именно для такой готовности и необходим интегрированный предмет «Основы современного производства», который может объединить, структурировать, интегрировать и синтезировать информацию, полученную детьми на предыдущих периодах обучения и по другим предметам старшей школы. Именно этот предмет покажет необходимость получения информации, с которой знакомятся дети при изучении различных общеобразовательных предметов, понимание их важности для дальнейшей жизни в условиях современного техногенного, информационного общества, для возможности быстрой перестройки члена общества, для возможности деятельности в на любом звене общественного производства. И как прямое следствие - повышение общего уровня культуры личности [1, 4].