logo
sbornik / Часть 2

Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.

УГПУ им. П. Тычины, г. Умань, Украина

На сегодняшний день выпущено немало мультимедийных программ учебного назначения, которые используются в процессе технологий. Но не все они успешно внедряются в практику. Это объясняется несколькими причинами.

До недавнего времени обучающие программные продукты, которые попадали в руки педагогов, подвергались определенным изменениям, что, в отличие от других средств обучения, могло положительно влиять на результаты их использования. Такие изменения в программы могли вноситься как преподавателями вузов, при наличии у них соответствующей квалификации, так и разработчиками программ после получения ими конструктивных предложений и советов пользователей.

Сегодня ситуация в этом отношении резко изменилась. Те замечания по испытанию мультимедийных программ в реальных условиях, которые выражают преподаватели, уже не могут быть оперативно учтены для совершенствования данного пакета. С другой стороны, плоды труда талантливых разработчиков программ не всегда могут получить заслуженное распространение через ущербность нашего рынка и отсутствие соответствующей экспертизы.

Итак, проблема внедрения мультимедийных средств обучения на пути к преподавателю включает вопросы квалифицированной оценки программ и их правильного распространения.

Эффективность мультимедийного средства обучения зависит от нескольких факторов: 1) качества самого средства, 2) методики его использования, 3) конкретных объективных условий (специфика материала, особенности технической базы), 4) субъективных моментов (определенная группа учащихся и др.).

Качество любой обучающей программы можно рассматривать в двух аспектах: 1) дидактическом, 2) техническом. Часто ее представляют тремя уровнями: 1) дидактическим, 2) техническим, 3) степенью интерактивности, интерфейсом.

Остановимся на основных критериях дидактического уровня мультимедийных программ.

1. Опытному педагогу достаточно один раз поработать с программой, чтобы понять, для чего она создана, какую педагогическую цель преследует и при изучении какого материала учебной программы она может выполнять ту или иную дидактическую функцию. Отсутствие такого назначения программы делает ее непригодной для использования в учебных целях.

Если внимательно присмотреться к мультимедийным программам, предлагаемым нашим рынком, то с уверенностью можно сказать, что в подавляющем большинстве из них четкого учебного назначения не ощущается, следовательно, качественными назвать их нельзя. Вообще, по дидактическим возможностям мультимедийных средств образовательного назначения сферу их применения можно условно разделить на три области. Первой области соответствуют программы, которые могут быть непосредственно использованы на занятии, они содержат познавательный материал, соответствуют учебной программе и легко актуализируются на компьютере. Второй области соответствуют программы, которые в определенной мере согласованы по своему содержанию с учебной программой, но могут быть использованы только во внеурочное время, так как трудно вписываются в структуру занятия. Третьей области соответствуют программы познавательного содержания, мало или совсем не согласованные с учебной программой. Очевидно, что наибольшую дидактическую ценность имеют программы первой группы, но таких программ немного. Особенно это касается программ гуманитарного цикла.

2. Учебная информация программы не должна содержать научных ошибок, неточностей, пусть даже в качестве компенсации за доступность ее представления. Упрощение допустимо только в той мере, в какой оно не влияет на одну из сущностей того, что описывается. Система понятий должна даваться только на логической, научной основе.

Довольно часто в программах не хватает строгой структуризации подаваемого материала.

3. Систематичность (системность вытекает из научности) изложения материала предполагает его логическую последовательность, отсутствие противоречий между различными подходами к тому или иному вопросу и согласованность внутри одного и того же подхода.

Такое требование относится к изложению материала с использованием любых средств или методов обучения. Логическая последовательность предусматривает путь от простого к сложному, от менее сложного к более сложному, от известного к неизвестному.

В мультимедийных приложениях отсутствие последовательности изложения материала встречается часто.

Систематичность предполагает также учет логики познавательного процесса, методики организации познавательной деятельности студентов. Мы часто говорим, что на компьютер необходимо возлагать только рутинную часть работы. Но эта часть должна быть гармонично встроена в методику обучения. Ибо какая польза с того, что машина исправно решила какую-то, пусть даже достаточно громоздкую, отдельную задачу, например, вычислила площадь криволинейной трапеции, а мы только наблюдали за работой. Необходимо, чтобы в работе за компьютером проявлялась логика познания, производилась определенная методика поиска ответа на тот или иной вопрос.

4. Самым характерным критерием качества обучающих программ, существенно отличающим их от других учебных средств, является способность активизации учебной деятельности студентов. Среди важнейших факторов, составляющих такую способность, являются: 1) интерактивность, 2) мультимедийность, 3) гипертекстовость. Насколько логично, рационально и методически грамотно выстроены эти «характерные» составляющие программы, столь результативно они будут влиять на всю учебную деятельность студентов.

Интерактивность программы – это приглашение к диалогу, что выражается в форме вопросов-ответов или постановке и выполнении тех или иных задач, услуг и соответствующей реакции на них. Система вопросов должна организовывать, стимулировать и направлять учебную деятельность в нужное русло.

Сами же вопросы должны быть краткими, четкими и посильными для студентов, в непринужденной форме побудить их к решению определенных учебных задач на основе данных опыта, исследований ранее накопленных знаний.

Выходить полностью из тех же критериев к вопросам в мультимедийных программах, из которых мы исходим при оценке вопросов преподавателя, нельзя, потому что первым труднее предоставить ту гибкость и разнообразие, присущее диалогу между людьми. Они предусматривают короткий, заранее определенный ответ.

Мультимедийность программы – это расширение понятия наглядности, это – «мультинаочность».

Краткость и удобство формы представления материала с использованием гипертекста, как и удобный интерфейс, способствует рациональной и эффективной методике обучения. К сожалению, авторы программ не всегда это учитывают.

5. Программа не должна ограничивать свободу студента в его поисках, не побуждать его действовать только в одном направлении, потому что путь к истине может быть разный, а если он и один, то в этом должен убедиться сам студент.

Конечно, как бы мы ни оценили то или иное мультимедийное средство обучения, проблемные, главные вопросы, а также материал, который в программе недостаточно отчетливо структурирован или не связан формальной логикой, требуют вмешательства преподавателя, и последнее слово в выборе таких средств в решении вопроса о том, где их использовать, принадлежит преподавателю и лучше, если у него их много.

Кажется, наступает переломный момент в сфере компьютерных технологий обучения. Он заключается в том, что пора от количества переходить к качеству, хотя это, конечно, никогда не было преждевременным. Кроме того, следует иметь в виду, что преимущества и недостатки новых информационных технологий обучения необходимо анализировать, основываясь на лучшие образцы обучающих систем. При этом следует помнить, что в данных случаях преимущества одной системы весят больше, чем аналогичные недостатки ряда систем, потому что эти преимущества всегда являются реальными, а указанные недостатки можно преодолеть.

Не просто компьютерная грамотность нужна сегодня. Компьютер должен способствовать повышению производительности труда в учебном процессе (в работе всех его участников), раскрытию и развитию творческого потенциала студентов, подготовке их к жизни в информационном обществе.