Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
ПТ КИ СумГУ, г. Конотоп, Украина
Сложная экологическая ситуация в мире обратила внимание многих ученых на экологическую составляющую в образовательном пространстве. Настоящее подготовило для будущих мастеров производственного обучения не простую задачу, суть которой заключается не только в овладении профессиональными навыками, но и гармонизации своей деятельности и окружающей среды. Педагогические институты, которые входят в профессионально-педагогическое образование, не могут в полной мере совместить две компетентности – профессиональную и экологическую. Результатом этого несоединения является низкая осведомленность не только студентов, но и преподавателей о целостном понимании экологической компетентности.
Исследованием основ «экологической компетентности» занимались А. Гуренков, А. Колонькова, Л. Лукьянова, А. Пруцакова, Л. Руденко и др.
Основные вопросы по формированию экологической компетентности у будущих специалистов освещены в работах следующих ученых Б. Адабашева, Г. Глуховой, С. Стрижак, Л. Титаренко, Н. Черновол, С. Шмален и др.
Учитывая, что мастер производственного обучения – это «педагогическая специализация, сущность которой заключается в обучении студентов практическим навыкам их будущей профессии, а также содействии общепедагогических функции многостороннего развития личности» [4, с. 123], то выделенные педагогические условия будут способствовать именно формированию практических навыков будущих специалистов путём передачи своих умений ученикам профессионально-технических училищ. Ведь мастер производственного обучения не только определяет пути эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, но и способствует формированию экологической компетентности конкурентоспособного работника на рынке труда. От его профессионального опыта зависят в определенной степени морально-этические качества будущего работника.
Одной из главных задач высшего профессионального образования является повышение уровня экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.
Целью данной статьи является выделение педагогических условий, способствующих качественному формированию экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.
При этом экологическую компетентность Л. М. Титаренко рассматривает как «способность применять экологические знания и опыт в профессиональных и жизненных ситуациях, руководствуясь приоритетностью экологических ценностей и непрагматичной мотивацией взаимодействия с окружающей средой на основе осознания личной причастности к экологическим проблемам, ответственности за экологические последствия своей профессиональной и бытовой деятельности» [5, с. 9].
Педагогическими условиями, по мнению Ю. Бабанского, являются «обстоятельства, при которых компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и обучение) представлены во взаимодействии и дают возможность преподавателю плодотворно преподавать и управлять учебным процессом, а студенту – успешно учиться» [2, с. 125].
А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн, П. И. Пидкасистый под педагогическими условиями понимают факторы, влияющие на процесс достижения цели, при этом разделяют их на: а) внешние: позитивные отношения преподавателя и студента; объективность оценки учебного процесса; место учебы, помещения, климат и т. д.; б) внутренние (индивидуальные): индивидуальные свойства студентов (состояние здоровья, свойства характера, опыт, умения, навыки, мотивация и т. д.) [1].
Учитывая вышесказанное, мы выделили три педагогических условия, способствующих формированию экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.
Во-первых, разработка портфолио учебно-методической документации с ориентировкой на процесс формирования экологической компетентности. Модификация учебно-методической документации по профессиональной подготовке будущих мастеров производственного обучения должно осуществляться путем корректировки рабочих и учебных планов с ориентацией на экологическую составляющую. Ведь экологический компонент профессиональной подготовки будущих мастеров производственного обучения недостаточно представлен в учебных дисциплинах.
Во-вторых, организация производственного обучения, построенного на интерактивном взаимодействии всех его участников. Общеизвестно, что подготовка будущего мастера производственного обучения осуществляется через теоретическую и практическую подготовку. Однако оправданно на практическую часть выделяется больший объем времени. При этом основной задачей данной подготовки является приближение производственного обучения к реальному производству. Тогда как целью является подготовка студентов к самостоятельной трудовой жизни и быстрой адаптации в реальных производственных условиях. По нашему мнению, эффективность указанного педагогического условия будет реализована преимущественно через производственную практику.
В-третьих, повышение уровня экологической компетентности профессиональных преподавателей, готовящих мастеров производственного обучения, и их мотивация на формирование экологической компетентности указанной целевой аудитории. Ведь ныне преподаватели преимущественно ориентированы на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков соответствующей области деятельности будущего специалиста.
В-четвертых, создание в учебном заведении среды, благоприятной для формирования экологической компетентности будущего мастера производственного обучения. Условием формирования экологической компетентности в учебном заведении является привлечение студентов к участию в тренинге (формирование готовности к экологической деятельности), интерактивные лекции, проведение акции «Осознание экологических проблем» [3].
Подытоживая вышеизложенное, отметим, что эффективность процесса формирования экологической компетентности будущего мастера производственного обучения зависит от эффективности внедрения комплекса организационно-педагогических условий в высшем учебном заведении.
Перспектива дальнейшего исследования заключается в выделении составляющих экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения и разработке диагностического инструментария по определению уровня ее сформированности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература