logo
sbornik / Часть 2

Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.

ПТ КИ СумГУ, г. Конотоп, Украина

Сложная экологическая ситуация в мире обратила внимание многих ученых на экологическую составляющую в образовательном пространстве. Настоящее подготовило для будущих мастеров производственного обучения не простую задачу, суть которой заключается не только в овладении профессиональными навыками, но и гармонизации своей деятельности и окружающей среды. Педагогические институты, которые входят в профессионально-педагогическое образование, не могут в полной мере совместить две компетентности – профессиональную и экологическую. Результатом этого несоединения является низкая осведомленность не только студентов, но и преподавателей о целостном понимании экологической компетентности.

Исследованием основ «экологической компетентности» занимались А. Гуренков, А. Колонькова, Л. Лукьянова, А. Пруцакова, Л. Руденко и др.

Основные вопросы по формированию экологической компетентности у будущих специалистов освещены в работах следующих ученых Б. Адабашева, Г. Глуховой, С. Стрижак, Л. Титаренко, Н. Черновол, С. Шмален и др.

Учитывая, что мастер производственного обучения – это «педагогическая специализация, сущность которой заключается в обучении студентов практическим навыкам их будущей профессии, а также содействии общепедагогических функции многостороннего развития личности» [4, с. 123], то выделенные педагогические условия будут способствовать именно формированию практических навыков будущих специалистов путём передачи своих умений ученикам профессионально-технических училищ. Ведь мастер производственного обучения не только определяет пути эффективного формирования профессиональных знаний, умений и навыков, но и способствует формированию экологической компетентности конкурентоспособного работника на рынке труда. От его профессионального опыта зависят в определенной степени морально-этические качества будущего работника.

Одной из главных задач высшего профессионального образования является повышение уровня экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.

Целью данной статьи является выделение педагогических условий, способствующих качественному формированию экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.

При этом экологическую компетентность Л. М. Титаренко рассматривает как «способность применять экологические знания и опыт в профессиональных и жизненных ситуациях, руководствуясь приоритетностью экологических ценностей и непрагматичной мотивацией взаимодействия с окружающей средой на основе осознания личной причастности к экологическим проблемам, ответственности за экологические последствия своей профессиональной и бытовой деятельности» [5, с. 9].

Педагогическими условиями, по мнению Ю. Бабанского, являются «обстоятельства, при которых компоненты учебного процесса (учебный предмет, преподавание и обучение) представлены во взаимодействии и дают возможность преподавателю плодотворно преподавать и управлять учебным процессом, а студенту – успешно учиться» [2, с. 125].

А. М. Алексюк, А. А. Аюрзанайн, П. И. Пидкасистый под педагогическими условиями понимают факторы, влияющие на процесс достижения цели, при этом разделяют их на: а) внешние: позитивные отношения преподавателя и студента; объективность оценки учебного процесса; место учебы, помещения, климат и т. д.; б) внутренние (индивидуальные): индивидуальные свойства студентов (состояние здоровья, свойства характера, опыт, умения, навыки, мотивация и т. д.) [1].

Учитывая вышесказанное, мы выделили три педагогических условия, способствующих формированию экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения.

Во-первых, разработка портфолио учебно-методической документации с ориентировкой на процесс формирования экологической компетентности. Модификация учебно-методической документации по профессиональной подготовке будущих мастеров производственного обучения должно осуществляться путем корректировки рабочих и учебных планов с ориентацией на экологическую составляющую. Ведь экологический компонент профессиональной подготовки будущих мастеров производственного обучения недостаточно представлен в учебных дисциплинах.

Во-вторых, организация производственного обучения, построенного на интерактивном взаимодействии всех его участников. Общеизвестно, что подготовка будущего мастера производственного обучения осуществляется через теоретическую и практическую подготовку. Однако оправданно на практическую часть выделяется больший объем времени. При этом основной задачей данной подготовки является приближение производственного обучения к реальному производству. Тогда как целью является подготовка студентов к самостоятельной трудовой жизни и быстрой адаптации в реальных производственных условиях. По нашему мнению, эффективность указанного педагогического условия будет реализована преимущественно через производственную практику.

В-третьих, повышение уровня экологической компетентности профессиональных преподавателей, готовящих мастеров производственного обучения, и их мотивация на формирование экологической компетентности указанной целевой аудитории. Ведь ныне преподаватели преимущественно ориентированы на формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков соответствующей области деятельности будущего специалиста.

В-четвертых, создание в учебном заведении среды, благоприятной для формирования экологической компетентности будущего мастера производственного обучения. Условием формирования экологической компетентности в учебном заведении является привлечение студентов к участию в тренинге (формирование готовности к экологической деятельности), интерактивные лекции, проведение акции «Осознание экологических проблем» [3].

Подытоживая вышеизложенное, отметим, что эффективность процесса формирования экологической компетентности будущего мастера производственного обучения зависит от эффективности внедрения комплекса организационно-педагогических условий в высшем учебном заведении.

Перспектива дальнейшего исследования заключается в выделении составляющих экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения и разработке диагностического инструментария по определению уровня ее сформированности.