Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
Социально-экономические изменения в обществе диктуют жесткие требования к профессиональной подготовке специалистов. В новых условиях образовательной и социальной реальности требуется педагог-инженер, владеющий не столько специфическими знаниями, умениями и навыками в рамках сложившихся стереотипов, сколько различными формами и способами профессионально-педагогической деятельности, сочетающиvb отраслевые, педагогические, психологические и методические знания для творческого решения изменяющихся практических задач. Соответственно ставится и проблема личности педагога-инженера, который предстает не только как исполнитель институциональных, административных и методических предписаний и рекомендаций, но и как профессионал, готовый и способный в педагогических целях выходить за рамки программных требований и несущий ответственность за свой выбор. В связи с этим важнейшее значение приобретает проблема становления личности педагога-инженера как человека, самостоятельно и ответственно определяющего свой жизненный и профессиональный путь.
Обращаясь к концептуальным основам воспитания, отметим многих исследователей проблем личностного развития человека, которые утверждают, что формирование и воспитание личности происходит только путем включения ее в разнообразные виды деятельности и благодаря развитию и укреплению тех отношений, которые возникают у нее в процессе этой деятельности. Наиболее содержательной в данном отношении, на наш взгляд, является деятельностно-отношенческая концепция воспитания (И.Ф. Харламов, Ф.И. Иващенко, Ф.В. Кадол и др.). Например, И.Ф. Харламов, отмечая ведущую роль характера отношений для воспитания личностных качеств и свойств, утверждает, что «формирование личности происходит не только благодаря той деятельности, в которую она включается. Едва ли не решающее значение в ее развитии имеют те отношения, которые возникают и упрочиваются в процессе этой деятельности. В этом случае, на наш взгляд, будет более правильно говорить о деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Именно в деятельности и связанных с ней отношениях изначально коренятся социальные и психолого-педагогические истоки личностного формирования растущего человека» [1, с. 55]. Таким образом, с точки зрения деятельностно-отношенческой концепции воспитания, под личностным качеством следует понимать закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях.
При всем многообразии профессионально важных качеств в различных видах профессиональной деятельности можно выделить ряд личностных качеств, выступающих как практически важные для любого вида профессионального труда. Из собственно личностных свойств ответственность является универсальным профессионально важным качеством, характеризующим направленность личности, влияющим на процесс и результаты профессиональной деятельности через отношение к своим трудовым обязанностям.
С целью выявления мнения самих будущих педагогов-инженеров о наиболее важных личностных качествах в своей профессии, нами осуществлен анонимный анкетный опрос студентов 3 и 4 курсов инженерно-педагогического факультета. Студентам было предложено пятнадцать профессионально важных качеств расположить в порядке значимости для выполнения своих профессиональных обязанностей в будущем, присваивая им номер очереди по степени значимости (в 1-ую, 2-ую … 15-ую очередь). Всего выразили свое мнение 96 респондентов (41 студент 3-го курса и 55 студентов 4-го курса). По результатам анкетного опроса составлены диаграммы (№ 1 и № 2), где показывается, сколько процентов суммы мест очереди содержит то или другое представленное в диаграммах личностное качество (чем меньше процент, тем выше значимость качества личности, т.к. сумма мест меньше). Из диаграмм видно, что наиболее значимым качеством личности для своей будущей профессиональной деятельности студенты 3 и 4 курсов считают ответственность (3,76% и 5,67% соответственно). Студенты 3 курса ответственности придали большую значимость, возможно, такое положение объясняется тем, что они для успешной профессиональной деятельности педагога-инженера из пятнадцати предложенных качеств в своеобразный комплекс наиболее значимых вносили меньшее число качеств, а студенты 4 курса большее (проценты по качествам личности распределились более равномерно). То есть студенты старшего курса выразили мнение, что для конкретной профессиональной деятельности важны не отдельные качества как таковые, а их система (комплекс), хотя также считают ответственность важнейшим из комплекса профессионально важных для педагога-инженера.
Очевидно, студенты 4 курса, в силу лучшего знакомства со своей профессией, придают ответственности более коллективный характер (в учебной деятельности каждый усваивает свои знания сам, от успеха одного успешность учебной деятельности другого зависит лишь частично, а в профессиональной деятельности специалисты гораздо больше зависят друг от друга).
Деятельность педагога-инженера в сфере профессионального образования требует объединения усилий многих людей, от ответственности которых зависит общий успех. Поэтому важно будущих педагогов-инженеров учить адекватно оценивать свое место в общем процессе профессиональной деятельности, учить оценивать сильные стороны каждого участника образовательного процесса.
Переосмысливая накопленный опыт подготовки педагога-инженера, необходимо разрабатывать новые подходы к формированию готовности студента педвуза к деятельности в сфере профессионально-технического образования, учитывая, что он должен быть носителем культуры и основных общественных ценностей. Воспитание студента, формирующее его педагогические позиции и ценностные ориентации, зависит от содержания учебного труда, характера отношений, возникающих в учебной деятельности между её участниками. Поэтому профессиональную ответственность и другие важные качества личности будущего педагога-инженера требуется формировать в образовательном процессе, где и у преподавателя, и у студента вырабатываются навыки совместных действий, воспитываются осознанное и ответственное отношение к процессу и результату образовательной деятельности.
Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера сопряжено с осознанием и принятием студентом ответственности в качестве ценностной ориентации, внутреннего регулятора профессиональной деятельности. Речь идет о развитии потребностно-мотивационной сферы студентов в этом направлении, то есть о необходимости создавать определенные педагогические условия или ситуации – ситуации ответственной зависимости (А.С. Макаренко). Представление таких ситуаций может осуществляться как в специально созданных условиях взаимодействия, так и в повседневном общении. Основной путь предъявления ответственности как ценности – каждодневная образовательная деятельность в условиях аудиторных и неаудиторных занятий и мероприятий, и особенно в условиях организации деятельности студентов в период учебных и педагогических практик. Таким образом, у будущего педагога-инженера формируется осознанное побуждение, мотив, вызывающий необходимость проявления личности, формирование и развитие ответственности как профессионального качества, стержневого для его профессиональной деятельности.
Рассматривая процесс воспитания профессиональной ответственности педагога-инженера, следует отметить, что для того, чтобы ответственность стала свойством личности, студент должен многократно осмыслять суть профессиональной ответственности, постоянно, вариативно реализовывать её в деятельности и поведении. В этом случае ответственность приобретает смыслообразующую функцию и включается в структурe значимых отношений студента педвуза, становится серьезным основанием для организации его будущей профессиональной деятельности. Реализующая таких отношений может осуществляться в различных видах и формах учебной, патриотической, нравственно-эстетической, трудовой и спортивно-оздоровительной деятельности студентов. При этом они находятся в постоянном коллективом общении, и каждый из этих видов деятельности влечет за собой возникновение межличностных ответственных отношений, служащих основой развития соответствующего качества личности будущего педагога-инженера.
В заключение необходимо отметить, что процесс воспитания педагога-инженера сложный и многоплановый. Воспитание профессиональной ответственности осуществляется непосредственно при включении его в различные виды деятельности в рамках образовательного процесса. При этом необходимо создавать такие педагогические условия, строить такие отношения в процессе учебной деятельности, которые позволяли бы ставить студента в позицию ответственности за собственное профессиональное развитие. В организации отношений ответственной зависимости главная роль, на наш взгляд, принадлежит преподавателю. Его роль ведущая в стимулировании педагогических отношений и их рациональной организации, так как объективно в сравнении со студентом он – носитель того уровня знаний, опыта, культуры. Поэтому главным лицом, создающим воспитательные ситуации, представляющие ценности образования и человеческих отношений, может быть педагог, внутренний мир которого, профессиональная культура, компетентность выступают образцом деятельности в педагогической сфере.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература