logo
sbornik / Часть 2

К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.

ФГБОУ ВО БГУ, г. Улан-Удэ, Россия

Федеральные государственные образовательные стандарты России (ФГОС), реализуемые на ступени начального общего образования уже несколько лет, разработаны на основе компетентностного и системно-деятельностного подходов, предполагающих, что результатом образования на каждой ступени должно быть овладение учениками ключевыми компетенциями. Основная школа с 2015 г. также перешла на работу по стандартам нового поколения. Это должно способствовать совершенствованию учебных программ разных дисциплин на основе более эффективной преемственности между ступенями общего образования.

Все учебные дисциплины и предметные области вносят свой вклад в достижение этой стратегической цели образования, обеспечивая достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. Если обратиться к ФГОС начального общего образования (НОО), то в качестве метапредметных результатов изучения технологии там определено, наряду с другими, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач [2, с. 9–10]. Среди предметных результатов названы: 1) «использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач»; 2) «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач» [2, с. 13–14].

Примерная основная образовательная программа начального общего образования также в качестве одного из важнейших результатов технологической подготовки школьников называет умение «выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам» [1, с. 76].

Необходимость обучения младших школьников графической грамоте диктуется не только ее исключительным значением в проектно-технической деятельности, в развитии абстрактного мышления и познавательных способностей учащихся, но и ее особой ролью в формировании коммуникативной компетенции детей. Овладение элементами графической грамоты должно пониматься учителями и школьниками не как обучение основам черчения, а как овладение особым условным языком, языком техники, позволяющим получать, сохранять и передавать значительный объем информации об объектах в очень лаконичной и точной форме. Знание этого «языка» и умение применять в разнообразных условиях творческой деятельности позволяет включить детей в особую ситуацию коммуникации, являющуюся для них новой и необычной. С методической точки зрения на уроке технологии элементы графической грамоты выступают как средство прямой и обратной связи.

Графическая грамота – это совокупность элементов обучения, направленных на формирование умений читать графические изображения и символы и использовать их в практической работе. В начальной школе они включают в свой состав как теоретические знания, так и практические умения. Теоретические знания состоят из трех компонентов:

1) условные графические обозначения и линии чертежа;

2) последовательность чтения чертежа;

3) общий порядок разметки основных геометрических фигур.

Практические умения включают сложное политехническое умение читать графическую документацию и простые политехнические умения выполнять разметку разными инструментами и приспособлениями.

В начальных классах школьники знакомятся с условными обозначениями и линиями чертежа: разметочной, размерными, осевыми, невидимого контура, монтажными, сгиба, места прокола, нанесения клея. Они обучаются разным видам разметки: рисованием, переводом, по шаблонам, трафаретам, сгибанием, с помощью чертежных инструментов (линейки, угольника, циркуля). Традиционно применяются разнообразные виды графических изображений, такие, как художественные и технические рисунки, схемы, инструкционные карты, чертежи разных видов, эскизы. Вводятся элементы графической грамоты постепенно, и сразу же знания и умения закрепляются в практической работе при изготовлении конкретного изделия. Таким образом, из сложных чертежных стандартов, применяемых к конструкторской документации, для начальной школы отобран достаточный минимум требований, необходимый для правильного чтения графических изображений и позволяющий повысить эффективность работы педагога и детей на уроке технологии, усилить его развивающий потенциал.

Однако, как показывает практика работы учителей, здесь они и их ученики сталкиваются с большим количеством проблем. Наибольшие трудности младшие школьники испытывают при овладении последовательностью чтения чертежей разных видов и разнообразными приемами разметки циркулем. В первом случае учителя доводят до понимания ребенка, что прочитать чертеж – значит дать точную словесную характеристику того, что на нем изображено. А, чтобы эта характеристика была полной и последовательной, применяют памятки, с опорой на которые дети достаточно успешно овладевают этим умением, требующим от них серьезного интеллектуального напряжения и теоретических знаний. Во втором случае, при обучении разметке циркулем, сложностей возникает значительно больше. Это, прежде всего, плохая координация движений кисти руки, сильное мышечное напряжение, неправильная хватка циркуля, нарушение заданного размера, низкое качество линии при вычерчивании окружности (неравномерность толщины, незамкнутость). К сожалению, недостаточное, на наш взгляд, количество трудовых заданий, связанных с вычерчиванием и делением окружностей и другими графическими построениями, не позволяют хорошо закрепить в упражнениях правильные движения и сформировать у младших школьников устойчивое действие – чертежно-графический навык. Серьезные погрешности при выполнении разметки циркулем и даже линейкой и угольником сохраняются у большой части учеников, оканчивающих начальную школу.

Эти проблемы усугубляются тем обстоятельством, что отказ от политехнической направленности трудового обучения привел к появлению значительного числа учебных программ и учебников по технологии для начальной школы, в которых акцент делается на художественно-творческую, дизайнерскую деятельность детей в ущерб техническому творчеству. В содержательном плане элементам графической грамоты в таких программах отводится значительно меньше места, чем требуется для решения названых выше задач и реализаций требований ФГОС. Наше исследование показало, что чертежно-графическая подготовка учителей начальных классов также требует серьезного улучшения. Все это не может не отразиться на проблеме преемственности между начальной и основной школами. Учителя технологии основной школы, работающие как с мальчиками, так и с девочками, все чаще говорят о недостаточном уровне технологической подготовки выпускников начальной школы в плане сформированности у них основных трудовых умений и, прежде всего, чертежно-графических. Педагоги, работающие с пятиклассниками, на уроках технологии вынуждены организовывать своего рода «коррекционную работу», обучая учеников тому, чему их должна была научить начальная школа.

Таким образом, при разработке программ по технологии для начальной школы, строго придерживаясь требований ФГОС, необходимо учитывать, что одна из важнейших задач урока технологии – научить детей не только понимать язык техники, но и грамотно пользоваться им при выполнении работ как по техническому, так и по художественному конструированию.