logo
sbornik / Часть 2

Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.

РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия

Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Программы практик разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

При разработке рабочей программы практики должны быть учтены: региональные особенности организации и проведения практик по данному направлению подготовки; специфика конкретного профиля подготовки; требования потребителей результатов данной ОП как со стороны работодателя, так и самих обучающихся; требования программных документов интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера по данному направлению и профилю подготовки (матрица соответствия компетенций учебным модулям (дисциплинам), паспорта и карты формирования компетенций и т.п.); содержание программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения; структура и содержание существующих типовых программ и разработок учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.

Процесс разработки программы производственной практики в нашем опыте включал в себя ряд этапов: определение целей практики, конкретизация ожидаемых результатов, определение задач практики, отбор содержания практики, определение этапов организации практики, описание необходимого материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения практики, определение места и времени проведения практики, выбор форм проведения практики, установление формы, процедуры и критериев оценки результатов практики.

В рамках выделенных выше этапов при проектировании программ различных видов практик была апробирована следующая последовательность действий (маршрут движения) разработчиков: определить на основе анализа материалов ФГОС ВПО регламентированные стандартом цели практики; провести анализ ООП вуза и определить состав компетенций, формируемых в рамках практики в зависимости от профиля подготовки; определить компонентный состав компетенций, формирование которых является целью практики; определить «входной» уровень компетенций, необходимый для успешного прохождения практики и уровень компетенций, задаваемый для формирования по результатам прохождения данного вида практики; определить разницу между входным и выходным уровнями для каждой компетенции и зафиксировать задаваемую (требуемую) амплитуду изменения компетенций в ходе практики; определить и конкретизировать задачи, которые необходимо решить при организации практики для получения ожидаемых результатов; установить критерии оценки результатов практики; определить стратегию и тактику построения содержания практики; провести нормирование содержания практики, спроектировать этапы и определить особенности организации практики; определить перечень (состав) материально-технического обеспечения практики, необходимого для организации взаимодействия преподавателей и студентов на различных этапах практики; систематизировать данные об учебно-методическом и информационном обеспечении практики; определить место и время проведения практики; выбрать формы проведения практики; определить содержание процедуры учета и оценки результатов практики, выбрать формы отчетности.

В соответствии с «вектором» направления изменений заданным целевыми установками ФГОС был проведен анализ материалов существующего учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров в рамках производственных практик. С помощью метода экспертных оценок был зафиксирован ряд моментов заимствования и удержания, обеспечивающих прогрессивную преемственность, целесообразных для сохранения и дальнейшего развития в материалах разрабатываемого учебно-методического обеспечения практики.

Основная цель практики – содействие становлению профессиональных и специальных компетенций студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. В результате освоения программы практики студент должен получить практический опыт решения профессиональных проблем и типичных профессиональных задач в реальных условиях конкретной сферы (области) профессиональной деятельности.

При подготовке бакалавров педагогического образования производственная практика студентов должна быть организована на базе образовательных учреждений инновационного типа, где реализуются учебные планы профильного технологического образования, имеется современная материально-техническая база, где работают учителя технологии высшей категории, применяющие в своей работе современные технологии обучения.

Производственную практику при подготовке по направлению «Педагогическое образование» целесообразно организовать в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе осуществляется диагностика уровня подготовленности студентов к производственной практике (входное тестирование), происходит распределение по базовым образовательным учреждениям, определяются индивидуальные задания на период практики, проводятся групповые и индивидуальные консультации, встречи с выпускниками, просмотр видеоматериалов, отснятых в предыдущие годы, встреча с руководителями образовательных учреждений, проводится установочная конференция, на которой подробно рассматриваются задачи и содержание практики.

В ходе основного этапа производственной практики студенты распределяются по классам (группам) и составляют индивидуальные графики проведения занятий; знакомятся с системой учебно-воспитательной работы ОУ; изучают опыт работы учителей технологии (систему планирования учебно-воспитательного процесса, правила заполнения документации учителя); изучают материально-техническую базу ОУ (учебное оборудование, план учебных мастерских, систему хранения инструментов, заготовок, дидактических материалов, оформление мастерской); изучают индивидуально-психологические особенности учащихся (проводят наблюдения на уроках в закрепленном на период практики классе; изучают личные дела, классный журнал, работы учащихся); готовятся к урокам (изучают учебные программы, поурочные и тематические планы, определяют цели, задачи и результаты предстоящих занятий, устанавливают внутрипредметные связи с уже изученным материалом, межпредметные связи, определяют логику учебного процесса и проектируют общую схему процесса обучения, выбирают объекты труда для учащихся и самостоятельно их изготавливают, корректируют сложность трудовых заданий); подготавливают учебно-материальную базу (материалы, заготовки, инструмент, оборудование, дидактические средства, ТСО и т.п.); разрабатывают планы-конспекты занятий, отрабатывая наиболее сложные фрагменты предстоящих занятий; проводят и анализируют свои уроки и уроки сокурсников; выполняют индивидуальную творческую работу.

На заключительном этапе практики проводится объективный и подробный анализ деятельности студентов-практикантов в ОУ с участием представителей базы практики, преподавателей-руководителей практики, студентов. На итоговой конференции студенты докладывают о проделанной на практике работе, делятся опытом, демонстрируют созданные в ходе практики дидактические пособия, объекты труда учащихся, фото- и видеоматериалы.

Основными критериями оценки результатов производственной практики являются: степень сформи­рованности профессионально-педагогических умений; уровень профессиональной направленности и социальной активности. Для оценки результатов производственной практики необходимо использовать комплекс методов, с помощью которых можно диагностировать формируемые у практикантов компетенции.

Результаты проведенного анализа разработанных материалов практик показывают, что в области содержания и организации производственной практики при подготовке бакалавров педагогического образова­ния имеется ряд положительных практических наработок применявшихся при подготовке учителей техни­ческого и обслуживающего труда, которые могут быть преемственно применены при подготовке студентов обучающихся по программам бакалавриата в рамках государственных образовательных стандартов.