Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Россия
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Программы практик разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
При разработке рабочей программы практики должны быть учтены: региональные особенности организации и проведения практик по данному направлению подготовки; специфика конкретного профиля подготовки; требования потребителей результатов данной ОП как со стороны работодателя, так и самих обучающихся; требования программных документов интегрирующего, междисциплинарного и сквозного характера по данному направлению и профилю подготовки (матрица соответствия компетенций учебным модулям (дисциплинам), паспорта и карты формирования компетенций и т.п.); содержание программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), изучаемых на предыдущих и последующих этапах обучения; структура и содержание существующих типовых программ и разработок учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования.
Процесс разработки программы производственной практики в нашем опыте включал в себя ряд этапов: определение целей практики, конкретизация ожидаемых результатов, определение задач практики, отбор содержания практики, определение этапов организации практики, описание необходимого материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения практики, определение места и времени проведения практики, выбор форм проведения практики, установление формы, процедуры и критериев оценки результатов практики.
В рамках выделенных выше этапов при проектировании программ различных видов практик была апробирована следующая последовательность действий (маршрут движения) разработчиков: определить на основе анализа материалов ФГОС ВПО регламентированные стандартом цели практики; провести анализ ООП вуза и определить состав компетенций, формируемых в рамках практики в зависимости от профиля подготовки; определить компонентный состав компетенций, формирование которых является целью практики; определить «входной» уровень компетенций, необходимый для успешного прохождения практики и уровень компетенций, задаваемый для формирования по результатам прохождения данного вида практики; определить разницу между входным и выходным уровнями для каждой компетенции и зафиксировать задаваемую (требуемую) амплитуду изменения компетенций в ходе практики; определить и конкретизировать задачи, которые необходимо решить при организации практики для получения ожидаемых результатов; установить критерии оценки результатов практики; определить стратегию и тактику построения содержания практики; провести нормирование содержания практики, спроектировать этапы и определить особенности организации практики; определить перечень (состав) материально-технического обеспечения практики, необходимого для организации взаимодействия преподавателей и студентов на различных этапах практики; систематизировать данные об учебно-методическом и информационном обеспечении практики; определить место и время проведения практики; выбрать формы проведения практики; определить содержание процедуры учета и оценки результатов практики, выбрать формы отчетности.
В соответствии с «вектором» направления изменений заданным целевыми установками ФГОС был проведен анализ материалов существующего учебно-методического обеспечения подготовки бакалавров в рамках производственных практик. С помощью метода экспертных оценок был зафиксирован ряд моментов заимствования и удержания, обеспечивающих прогрессивную преемственность, целесообразных для сохранения и дальнейшего развития в материалах разрабатываемого учебно-методического обеспечения практики.
Основная цель практики – содействие становлению профессиональных и специальных компетенций студентов в условиях реальной профессиональной деятельности. В результате освоения программы практики студент должен получить практический опыт решения профессиональных проблем и типичных профессиональных задач в реальных условиях конкретной сферы (области) профессиональной деятельности.
При подготовке бакалавров педагогического образования производственная практика студентов должна быть организована на базе образовательных учреждений инновационного типа, где реализуются учебные планы профильного технологического образования, имеется современная материально-техническая база, где работают учителя технологии высшей категории, применяющие в своей работе современные технологии обучения.
Производственную практику при подготовке по направлению «Педагогическое образование» целесообразно организовать в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе осуществляется диагностика уровня подготовленности студентов к производственной практике (входное тестирование), происходит распределение по базовым образовательным учреждениям, определяются индивидуальные задания на период практики, проводятся групповые и индивидуальные консультации, встречи с выпускниками, просмотр видеоматериалов, отснятых в предыдущие годы, встреча с руководителями образовательных учреждений, проводится установочная конференция, на которой подробно рассматриваются задачи и содержание практики.
В ходе основного этапа производственной практики студенты распределяются по классам (группам) и составляют индивидуальные графики проведения занятий; знакомятся с системой учебно-воспитательной работы ОУ; изучают опыт работы учителей технологии (систему планирования учебно-воспитательного процесса, правила заполнения документации учителя); изучают материально-техническую базу ОУ (учебное оборудование, план учебных мастерских, систему хранения инструментов, заготовок, дидактических материалов, оформление мастерской); изучают индивидуально-психологические особенности учащихся (проводят наблюдения на уроках в закрепленном на период практики классе; изучают личные дела, классный журнал, работы учащихся); готовятся к урокам (изучают учебные программы, поурочные и тематические планы, определяют цели, задачи и результаты предстоящих занятий, устанавливают внутрипредметные связи с уже изученным материалом, межпредметные связи, определяют логику учебного процесса и проектируют общую схему процесса обучения, выбирают объекты труда для учащихся и самостоятельно их изготавливают, корректируют сложность трудовых заданий); подготавливают учебно-материальную базу (материалы, заготовки, инструмент, оборудование, дидактические средства, ТСО и т.п.); разрабатывают планы-конспекты занятий, отрабатывая наиболее сложные фрагменты предстоящих занятий; проводят и анализируют свои уроки и уроки сокурсников; выполняют индивидуальную творческую работу.
На заключительном этапе практики проводится объективный и подробный анализ деятельности студентов-практикантов в ОУ с участием представителей базы практики, преподавателей-руководителей практики, студентов. На итоговой конференции студенты докладывают о проделанной на практике работе, делятся опытом, демонстрируют созданные в ходе практики дидактические пособия, объекты труда учащихся, фото- и видеоматериалы.
Основными критериями оценки результатов производственной практики являются: степень сформированности профессионально-педагогических умений; уровень профессиональной направленности и социальной активности. Для оценки результатов производственной практики необходимо использовать комплекс методов, с помощью которых можно диагностировать формируемые у практикантов компетенции.
Результаты проведенного анализа разработанных материалов практик показывают, что в области содержания и организации производственной практики при подготовке бакалавров педагогического образования имеется ряд положительных практических наработок применявшихся при подготовке учителей технического и обслуживающего труда, которые могут быть преемственно применены при подготовке студентов обучающихся по программам бакалавриата в рамках государственных образовательных стандартов.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература