logo
sbornik / Часть 2

Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.

СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Башкортостан, Россия

В современном обществе последние десятилетия выросла явная социальная потребность в думающей, ищущей и творческой личности. Соответственно, в психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности. Проблемы социальных отношений, производства, науки, техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее. А нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, выбирать, взвешивать и оценивать разные варианты действий и находить правильное решение.

Исследования психологов позволили выявить психологические составляющие творческой деятельности:

– гибкость ума;

– систематичность и последовательность мышления; диалектичность;

– готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества, без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них, он нерешителен и зависим от окружающих людей, благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту особенность назвали диалектичностью мышления. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.

Развивать творческое мышление – значит формировать и совершенствовать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение и обобщение, классификацию, планирование, абстрагирование и обладать такими характеристиками мышления, как критичность, глубина, гибкость, широта, быстрота, вариативность, а также развивать воображение и обладать знаниями разного содержания.

Для студентов нашего факультета, обучающихся по направлению Профессиональное обучение, профиль Производство потребительских товаров наибольшую актуальность приобретает развитие таких качеств, как вариативность, широта, гибкость и быстрота. Именно наличие данных качеств позволяет студентам более легко осваивать специальные дисциплины, а также является необходимой составляющей их будущей профессиональной деятельности. Развитие творческого мышления дает возможность вырабатывать у студентов такие качества, как компетентность, умение устанавливать контакты и без потерь разрешать возможные конфликтные ситуации в профессиональной деятельности, умение быстро реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные пути выхода из тех или иных профессиональных или жизненных ситуаций.

Раскрытию творческого потенциала студентов способствует внеучебная деятельность, которая реализуется посредством привлечения их к участию в выставках, конкурсах, различного рода кружках и помогает им адаптироваться в тех или иных условиях, раскрыть свои скрытые ресурсы. Замечено, что внеучебная деятельность помогает студентам бороться со своим комплексами, недостатками. Именно такой вид деятельности позволяет студенту заниматься и получать знания именно в той области, которая, по его мнению, кажется наиболее интересной, а, следовательно, совершенствовать свои знания, умения и навыки.

Огромными возможностями для формирования творческо-поисковой позиции личности располагает научно-исследовательская работа студентов, организуемая в рамках учебного процесса. При ее выполнении студент может проявить инициативу, наблюдательность, интерес к близкой ему проблеме. Исследовательская работа студентов становится оптимальной, если удается придать ей коллективный, групповой характер. В одиночку становится все труднее решать быстро усложняющиеся задачи, резко снижается результативность поиска, в условиях групповой работы преподаватель имеет наибольшую возможность выявлять творческие дарования студентов.

Все описанные условия и методы развития творческого мышления студентов возможны лишь при соответствующем отношении педагогов к данной проблеме, т. к. процесс подготовки к творческим занятиям гораздо сложнее и отнимает больше времени. Поэтому необходимо осознать, что те профессионалы, которых мы выпустим из университета сегодня, будут определять вектор развития нашей страны в недалеком будущем, а то, насколько эффективно и быстро они будут решать возникающие пока еще неизвестные профессиональные вопросы и проблемы, зависит от качества полученного образования и уровня развития их творческого мышления.