logo
sbornik / Часть 2

Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.

УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Перед современными исследователями стоит проблема поиска технологий обеспечения психоло­гической готовности школьников к выбору сферы профессионального образования и деятельности, позволя­ющих в дальнейшем презентовать себя как предприимчивого человека. Внимание к старшему школьному возрасту как оптимальному для подготовки к предпринимательской деятельности обусловлено потребностью подростка в самостоятельности, в иерархизации мотивов, обеспечиваемых социализирующим воздействием с учетом бизнес-карьеры как ценности [1, с. 292]. Исследуя самоопределение подростков, необходимо учитывать психологические особенности личности как предпосылки самореализации в карьере и в бизнесе.

Статус предпринимателя становится все более привлекательным для подрастающего поколения, и среди молодежи становятся все более востребованными навыки ведения собственной предпринима­тельской деятельности. Мотивация предпринимательской деятельности, обусловлена особенностями личности, целевыми установками, стремлением к жизненному успеху, теми благоприятными условиями среды, которые позволяют реализовать потенциал молодого человека.

Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, которое проводилось в Беларуси в 2007 г. Статистика показала, что около 58,5% молодых людей в возрасте от 18 до 29 видят себя предпринимателями. Каждый второй представитель группы молодежи выразил согласие (полностью согласен и скорее согласен) с утверждением «Я готов пойти на риск, если это сулит мне большую выгоду» [2, с. 49]. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты привели к необходимости нового концептуального обоснования творческого развития молодежного предпринимательства.

Исследование А.А. Фроловой показало, что ряд молодых людей ориентирован на бизнес прежде всего потому, что в нем предполагают реализовать «деловую хватку», «умение руководить людьми», «организаторские способности» и, в целом, резюмирует автор, юношеское стремление реализовать свои возможности [3, с. 278].

Неотъемлемыми качествами предпринимателя должны стать: высокая мотивация на достижение успеха, готовность действовать в условиях предполагаемого риска, умения и навыки решения актуальных задач, творческий подход, коммуникативные умения, способность принимать на себя ответственность, умение строить конструктивно-деловые и межличностные отношения.

Формирование предпринимательских качеств необходимо начинать с детства и осуществлять на протяжении всего периода школьного образования. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности, в частности, и к жизни в условиях рыночной экономики, в общем, представляет собой разновидность экономического воспитания [4, с. 14].

С точки зрения технологического подхода, обучение молодежи предпринимательской инициативе необходимо проводить в три этапа непрерывного образования: в общеобразовательной школе, в вузе и в рамках системы последипломного повышения квалификации.

Задача обучению предпринимательской деятельности в рамках школы – развитие личностного потенциала старших школьников и такое его целеполагание, когда учащийся рассматривается как уни­кальный субъект, способный добиться поставленной цели.

Предприниматель, в первую очередь, должен обладать таким качеством, как способность к индивидуальным действиям, которая должна быть основана на уверенности в собственных силах. Он должен уметь воспринимать ситуацию неопределенности как шанс для ее творческого осмысления; должен уметь вести диалог, отстаивать собственную позицию, при этом уважая мнения других; должен уметь объективно оценивать реальность и находить оптимальные для конкретной ситуации решения. Эти качества необходимо развивать уже со школьной скамьи путем профессионального самоопределения старшеклассников [5, с. 96].

Для практической реализации данной технологии можно предложить образовательный проект «Молодой предприниматель», заключающийся в организации бизнес-обучения для старших школьников и призванный стимулировать у них предпринимательскую инициативу. Образовательный проект состоит из трех блоков, изучаемых одновременно: основы бизнеса, ключевые компетенции в бизнесе и практика бизнес-проектов.

Блок «Основы бизнеса» призван дать старшим школьникам общее представление о предпринима­тельской деятельности и о личности бизнесмена. В рамках блока «Основы бизнеса» школьники изучают историю собственно бизнеса, связь бизнеса с государственной властью, анализируют различные отрасли хозяйства с точки зрения их коммерческой привлекательности. В рамках изучения блока рекомендуется организовывать встречи с успешными предпринимателями для общения.

Блок «Ключевые компетенции в бизнесе» должен привить старшеклассникам базовые знания именно в тех областях, которые сегодня необходимы для успешного ведения собственного бизнеса. В состав блока «Ключевые компетенции в бизнесе» могут входить следующие дисциплины: деловой английский, бизнес-математика, менеджмент, бизнес-планирование, психология общения, деловой этикет, самоменеджмент, основы права и бухгалтерского учета, маркетинг, реклама и PR.

Третий – практический – блок «Практика бизнес-проектов» может быть реализован в виде «учебной фирмы», представляющей собой модель реального предприятия по конкретному виду деятельности. При помощи имитации реальных бизнес-ситуаций такая инновационная модель обучения предоставляют старшеклассникам возможность «столкнуться» с требованиями реального мира бизнеса. Учащийся может, не испытывая страха за возможный убыток, экспериментировать и находить наиболее эффективные решения поставленных задач в защищенной среде, где товары (услуги) и деньги виртуальны.

Для оптимизации процесса формирования готовности к предпринимательской деятельности у учеников старших классов следует привлекать приглашенных специалистов – преподавателей экономики, бизнесменов.

Таким образом, формирование у старшеклассников готовности к предпринимательской деятельности – важнейшая задача современного общества. Переход к рыночной экономике в нашей стране обусловливает необходимость воспитания у молодежи готовности к бизнес-деятельности, которая понимается нами как совокупность качеств личности, развитого экономического мышления, знаний и умений самостоятельного принятия решений в области предпринимательства, высокого уровня мотивации к бизнесу, которые сформированы у старших школьников в результате целенаправленной, систематической работы общеобразовательного учреждения. В Республике Беларусь в настоящее время данный процесс ещё не приобрёл систематичный характер. Обучение основам предпринимательства не входит в обязательную программу в учреждениях общего среднего образования. Более того, во многих школах отсутствует целенаправленная работа в данном направлении. Поэтому формирование готовности к бизнес-деятельности у старшеклассников в общеобразовательных школах целесообразно осуществлять в виде единого системного, непрерывного процесса. Работу по формированию готовности учеников к бизнес-деятельности можно формировать по 3 основным направлениям: учебная деятельность, внеклассная деятельность, внешкольная деятельность. Для оптимизации данного процесса целесообразно использовать инновационные методы обучения, в том числе интернет-технологии.