Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Перед современными исследователями стоит проблема поиска технологий обеспечения психологической готовности школьников к выбору сферы профессионального образования и деятельности, позволяющих в дальнейшем презентовать себя как предприимчивого человека. Внимание к старшему школьному возрасту как оптимальному для подготовки к предпринимательской деятельности обусловлено потребностью подростка в самостоятельности, в иерархизации мотивов, обеспечиваемых социализирующим воздействием с учетом бизнес-карьеры как ценности [1, с. 292]. Исследуя самоопределение подростков, необходимо учитывать психологические особенности личности как предпосылки самореализации в карьере и в бизнесе.
Статус предпринимателя становится все более привлекательным для подрастающего поколения, и среди молодежи становятся все более востребованными навыки ведения собственной предпринимательской деятельности. Мотивация предпринимательской деятельности, обусловлена особенностями личности, целевыми установками, стремлением к жизненному успеху, теми благоприятными условиями среды, которые позволяют реализовать потенциал молодого человека.
Современное молодое поколение стремится стать деловыми людьми, достичь успеха, хочет не зависеть от государства в экономическом плане. Об этом свидетельствуют и результаты социологического исследования, которое проводилось в Беларуси в 2007 г. Статистика показала, что около 58,5% молодых людей в возрасте от 18 до 29 видят себя предпринимателями. Каждый второй представитель группы молодежи выразил согласие (полностью согласен и скорее согласен) с утверждением «Я готов пойти на риск, если это сулит мне большую выгоду» [2, с. 49]. Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты привели к необходимости нового концептуального обоснования творческого развития молодежного предпринимательства.
Исследование А.А. Фроловой показало, что ряд молодых людей ориентирован на бизнес прежде всего потому, что в нем предполагают реализовать «деловую хватку», «умение руководить людьми», «организаторские способности» и, в целом, резюмирует автор, юношеское стремление реализовать свои возможности [3, с. 278].
Неотъемлемыми качествами предпринимателя должны стать: высокая мотивация на достижение успеха, готовность действовать в условиях предполагаемого риска, умения и навыки решения актуальных задач, творческий подход, коммуникативные умения, способность принимать на себя ответственность, умение строить конструктивно-деловые и межличностные отношения.
Формирование предпринимательских качеств необходимо начинать с детства и осуществлять на протяжении всего периода школьного образования. Подготовка школьников к предпринимательской деятельности, в частности, и к жизни в условиях рыночной экономики, в общем, представляет собой разновидность экономического воспитания [4, с. 14].
С точки зрения технологического подхода, обучение молодежи предпринимательской инициативе необходимо проводить в три этапа непрерывного образования: в общеобразовательной школе, в вузе и в рамках системы последипломного повышения квалификации.
Задача обучению предпринимательской деятельности в рамках школы – развитие личностного потенциала старших школьников и такое его целеполагание, когда учащийся рассматривается как уникальный субъект, способный добиться поставленной цели.
Предприниматель, в первую очередь, должен обладать таким качеством, как способность к индивидуальным действиям, которая должна быть основана на уверенности в собственных силах. Он должен уметь воспринимать ситуацию неопределенности как шанс для ее творческого осмысления; должен уметь вести диалог, отстаивать собственную позицию, при этом уважая мнения других; должен уметь объективно оценивать реальность и находить оптимальные для конкретной ситуации решения. Эти качества необходимо развивать уже со школьной скамьи путем профессионального самоопределения старшеклассников [5, с. 96].
Для практической реализации данной технологии можно предложить образовательный проект «Молодой предприниматель», заключающийся в организации бизнес-обучения для старших школьников и призванный стимулировать у них предпринимательскую инициативу. Образовательный проект состоит из трех блоков, изучаемых одновременно: основы бизнеса, ключевые компетенции в бизнесе и практика бизнес-проектов.
Блок «Основы бизнеса» призван дать старшим школьникам общее представление о предпринимательской деятельности и о личности бизнесмена. В рамках блока «Основы бизнеса» школьники изучают историю собственно бизнеса, связь бизнеса с государственной властью, анализируют различные отрасли хозяйства с точки зрения их коммерческой привлекательности. В рамках изучения блока рекомендуется организовывать встречи с успешными предпринимателями для общения.
Блок «Ключевые компетенции в бизнесе» должен привить старшеклассникам базовые знания именно в тех областях, которые сегодня необходимы для успешного ведения собственного бизнеса. В состав блока «Ключевые компетенции в бизнесе» могут входить следующие дисциплины: деловой английский, бизнес-математика, менеджмент, бизнес-планирование, психология общения, деловой этикет, самоменеджмент, основы права и бухгалтерского учета, маркетинг, реклама и PR.
Третий – практический – блок «Практика бизнес-проектов» может быть реализован в виде «учебной фирмы», представляющей собой модель реального предприятия по конкретному виду деятельности. При помощи имитации реальных бизнес-ситуаций такая инновационная модель обучения предоставляют старшеклассникам возможность «столкнуться» с требованиями реального мира бизнеса. Учащийся может, не испытывая страха за возможный убыток, экспериментировать и находить наиболее эффективные решения поставленных задач в защищенной среде, где товары (услуги) и деньги виртуальны.
Для оптимизации процесса формирования готовности к предпринимательской деятельности у учеников старших классов следует привлекать приглашенных специалистов – преподавателей экономики, бизнесменов.
Таким образом, формирование у старшеклассников готовности к предпринимательской деятельности – важнейшая задача современного общества. Переход к рыночной экономике в нашей стране обусловливает необходимость воспитания у молодежи готовности к бизнес-деятельности, которая понимается нами как совокупность качеств личности, развитого экономического мышления, знаний и умений самостоятельного принятия решений в области предпринимательства, высокого уровня мотивации к бизнесу, которые сформированы у старших школьников в результате целенаправленной, систематической работы общеобразовательного учреждения. В Республике Беларусь в настоящее время данный процесс ещё не приобрёл систематичный характер. Обучение основам предпринимательства не входит в обязательную программу в учреждениях общего среднего образования. Более того, во многих школах отсутствует целенаправленная работа в данном направлении. Поэтому формирование готовности к бизнес-деятельности у старшеклассников в общеобразовательных школах целесообразно осуществлять в виде единого системного, непрерывного процесса. Работу по формированию готовности учеников к бизнес-деятельности можно формировать по 3 основным направлениям: учебная деятельность, внеклассная деятельность, внешкольная деятельность. Для оптимизации данного процесса целесообразно использовать инновационные методы обучения, в том числе интернет-технологии.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература