Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
НГПУ, г. Новосибирск, Россия
Сложные кризисные явления в России обусловили обострение проблем с дальнейшей социализацией и трудоустройством выпускников педагогических вузов. Обозначенные проблемы вызывают необходимость в процессе учебной деятельности студента формировать и развивать качества эффективной и успешной личности, способной гибко реагировать на социально-экономические запросы общества, корректировать и проектировать профессионально-личностное развитие в условиях постоянно изменяющейся внешней среды.
Успех и успешность человека современным сообществом рассматриваются как значимые и социально одобряемые ценности, но пока ещё недостаточно изученные и трактуемые неоднозначно. В словаре С.И. Ожегова значение слова успех рассматривается как удача в достижении; общественное признание; хорошие результаты в работе или учёбе. В словаре В. Даля слова успех и успешный являются однокоренными глагола успеть, то есть успех и успешный определяются, как успеть что-то сделать, достичь желаемого. В первом случае успех – это результат и внешнее (общественное) признание чего-то уже свершившегося, а во втором случае – это индивидуальная своевременная деятельность, позволяющая получить желаемый результат. Поэтому успешность человека часто связывают с чувством удовлетворения результатом свершившегося и общественным признанием в разных сферах жизнедеятельности: в межличностных отношениях, обучении, работе, карьере, материальном благосостоянии, досуге и т.д.
Успешность субъекта рассматривается также и как один из показателей уровня освоения определённой деятельности, снижение её трудности и новизны для субъекта, развития способностей и накопления опыта, а также уменьшения затрат, усилий, времени, необходимых для её выполнения [1]. И в данном контексте успешность сродни эффективности. Именно поэтому успешных людей часто называют эффективными, «проактивными», связывая успех, в основном, с профессиональной деятельностью, карьерным ростом человека и сопутствующими материальными благами. Мы считаем, что фундаментом и моральной основой будущей профессиональной успешности студента является формирование нравственно зрелой личности, осознавшей, что подлинный успех приходит через трудолюбие, целеустремлённость, энтузиазм и мужество добиваться поставленных целей, не взирая ни на что. Основы будущей профессиональной успешности закладываются уже в процессе учебной деятельности как целенаправленный мотивационно-направляемый педагогический процесс.
Одним из подходов практической реализации формирования профессионально-личностной успешности будущего учителя технологии является разработка и внедрение в учебный процесс личностно-ориентированного спецкурса «Основы успешной жизнедеятельности». Спецкурс раскрывает и наглядно демонстрирует качества личности, способствующие и тормозящие процесс продвижения к намеченной цели. Дисциплина ориентирована на активизацию личностных механизмов рефлексии, самоорганизации и самопознания. Для формирования профессионально-личностной успешности необходим комплекс условий, способствующий развитию уверенности в себе, повышению самооценки, развитию собственной значимости. Овладение механизмом рефлексии как процессом самопознания позволит студенту адекватно оценивать свои возможности, обновлять систему ценностей, мировоззрение, определять стратегию собственного успешного развития. В процессе изучения спецкурса студенты исследуют и анализируют биографии известных людей, разрабатывают индивидуальные программы личной успешности, учатся адекватному выбору целей, их ранжированию, а также дифференцированному подходу оценивания результатов той или иной деятельности. Студенты диагностируют себя, применяя различные методики, например, оценивают уровень своей конкурентоспособности, изучают потребностно-мотивационную структуру личности, анализируют направленность и ценностные ориентации с точки зрения своей профессионально-личностной успешности. В диагностике мотивационно-потребностной структуры личности студенты выявляют, какая мотивация у них доминирует – производительная или потребительная. Исследования 2014 г. показывают, что только около 20% опрошенных студентов ориентированы на творчество, созидание, активную жизненную позицию. Остальные 80% нацелены на обеспечение стабильных и комфортных условий существования, повышение социального статуса (потребительная мотивация), не всегда ясно представляя, за счёт каких средств. Уровень конкурентоспособности диагностируется, в основном, немного выше среднего. Около 10% студентов имеют уровень конкурентоспособности высокий, демонстрируют направленность на дело, придают большое значение социальной полезности и творческой активности. Анализ результатов учебной мотивации студентов показывает, что по-прежнему доминирует мотивация на получение диплома как документа о высшем образовании, что свидетельствует о низкой профессиональной мотивации, хотя студенты проявляют интерес к государственным социальным программам для выпускников педагогических вузов. Изучение иерархии ценностных ориентаций студентов показывает, что приоритетные ценности – это здоровье, уверенность в себе, профессионально-личностное развитие, наличие верных друзей, семья [2].
Несомненно, что для каждого отдельного индивида существует собственная, субъективная иерархия компонентов установки, обеспечивающая ему профессиональную успешность. Для одних это максимальная ориентация и развитие индивидуально-типологических возможностей на психофизиологическом природном уровне, для других использование психологических и психосоциальных особенностей в виде сформированных мотивов, воли, самоуправления, принятия решений, саморегуляции, самосознания, социальных ценностей [1, с. 30]. Непростая задача педагога состоит в том, чтобы сориентировать студента в выборе индивидуального вектора профессионально-личностной успешности, помочь поверить в свои силы и вдохновить на творческую деятельность.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература