logo
sbornik / Часть 2

Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.

ФГБОУ БГУ, МАОУ Лицей № 27, г. Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия

Снижение статуса школьного предмета «Технология» обостряет проблему подготовки кадров в системе начального, среднего и высшего профессионального технологического и технического профиля. Важным и необходимым условием решения задач технологической подготовки обучающихся является кадровое обеспечение системы образования. Изучение процессов современной общеобразовательной организации указывает на повышение возрастного уровня учителя, замедление роста образовательного ценза преподавательского состава, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров.

Для выпускников не являются престижными профессии сферы образования, дополнительного образования, материального производства и сферы услуг. Очевидно, что содержание подготовки учителя «Технологии» должно определяться целями и задачами учебного процесса в общеобразовательной организации.

Проблема подготовки подрастающего поколения к труду – вечная проблема человеческого общества. Однако данная проблема решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике.

Существенная роль в решении этих задач принадлежит технологическому образованию, основной целью которого является подготовка подрастающего поколения к преобразовательной деятельности с использованием знаний из различных научных областей. Анализ современных педагогических исследований показывает, что на данном этапе времени не полностью решенной остается проблема эффективного взаимодействия высшей и средней школы, направленного на развитие систем технологического образования. В современных условиях сотрудничество учреждений высшего и основного общего образования начинает складываться на основе интеграции интеллектуальных и материальных ресурсов. Следствием такого взаимодействия является существенное повышение качества образования как в школах, так и вузах. Учреждения высшего профессионального образования и общеобразовательные организации, кроме оказания качественных образовательных услуг, призваны создать условия для развития способностей и личностных качеств обучающихся, процессуальных умений и навыков самообразования, способствовать их профессиональному самоопределению и социальной адаптации.

Важным условием эффективного взаимодействия высшей школы и образовательной организации в области технологического образования является обеспечение преемственности ступеней системы непрерывного образования. Переход к непрерывному технологическому образованию влечет за собой качественные изменения в системе технологической подготовки обучающихся в школе и вузе. Реализация идеи и принципов непрерывного образования позволит обучать каждого обучающегося в зоне его ближайшего развития в соответствии с психолого-физиологическими особенностями, склонностями и способностями, реальными задачами и возможностями данного региона. Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной организации должно положительно сказаться на проблеме преемственности школьного и вузовского этапов технологического образования, а также создать реальные условия для их интеграции. При организации учебного процесса в образовательной системе «школа-вуз» обучающиеся получают базовую технологическую подготовку, которая является необходимой для формирования технологической культуры и подготовки к научно-исследовательской деятельности в вузе. Многие преподаватели вуза отмечают, что взаимодействие высшей школы и образовательной организации расширяет общее образовательное пространство и повышает качество образования. Они уверены, что все субъекты, включенные в это взаимодействие, выигрывают. Вузы получат реальное представление об уровне подготовки современных школьников и получат возможность участвовать в его повышении, получая подготовленных абитуриентов. В свою очередь, образовательная организация заинтересована в повышении своего имиджа, росте престижа и статуса на рынке образовательных услуг. С помощью данного взаимодействия учителя смогут повышать свое профессионально-квалификационное мастерство. Обучающиеся получат образование, отвечающее современным требованиям и стандартам, а также навыки научно-исследовательской деятельности. Родители получат возможность получить представление о требованиях к образованию в выбранном вузе, и убедиться в правильности профессионального выбора своих детей.

Главным принципом организации системы «школа – вуз» выступает личностно-ориентированный подход, направленный на развитие личности школьника в целом и формировании компетентности как условия успешности социально-профессиональной адаптации, оказание психологической помощи человеку, стремящемуся к профессиональному обучению на высшем уровне. Систему сотрудничества школы с вузами можно выстроить так, чтобы предельно удовлетворить разные потребности обучающихся, что позволит обеспечить выпускникам вуза перспективную и интересную работу в будущем, конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.