logo
sbornik / Часть 2

Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

В последнее десятилетие усилилась глубокая зависимость будущего нашей цивилизации от способностей и качеств специалистов, сформированных в процессе обучения.

Национальная доктрина развития образования Украины в XXI веке, одобренная ІІ Всеукраинским съездом работников сферы образования, определяет основные стратегические направления ее развития. В частности, одной из приоритетных задач общего среднего образования является подготовка молодежи к дальнейшему обучению и трудовой деятельности. Образовательная область «Технологии», основной формой реализации которой является учебный предмет «Трудовое обучение» [1], предполагает решение ряда задач, требующих от будущих учителей технологий высокого уровня технологического мышления.

На его основе студенты смогут легче получить знания о техносфере, овладеть умениями применять ее достижения на пользу человечества, учитывая природо- и культуроцелесообразность.

Все это будет формировать навыки самостоятельного критического мышления, самоанализа, условия самосовершенствования, рационального решения проблем с помощью современных технологий, позволит быть способным генерировать новые идеи, творчески мыслить, грамотно работать с информацией и информационными системами, осознавать ответственность перед обществом и отдельными людьми за последствия своих технических проектов в будущем.

Сейчас возникла проблема поиска путей оптимального использования информационно-коммуникационных технологий при подготовке будущих специалистов. Уже существует ряд исследований, посвященных различным аспектам данного вопроса. При этом следует учитывать, что в связи со стремительным развитием науки и техники постоянно совершенствуются и появляются новые информационно-коммуникационные технологии.

Одним из таких примеров является технология дополненной реальности, действие которой основано на интегрированном использовании компьютерной техники, мобильных «гаджетов», сети Интернет и соответствующего программного обеспечения. Очевидно, что для того, чтобы овладеть методикой ее использования, необходимо обладать высоким уровнем технического мышления.

Анализ учебного плана по специальности «Технологическое образование», ознакомление с программами и содержанием курсов, предусмотренных стандартом для подготовки учителей технологий, позволяет сделать вывод о возможности приобретения высокого уровня знаний студентов про технологические процессы, технику, социально-технологические среды.

На основе анализа результатов теоретического исследования можно сделать вывод о том, что использование информационно-коммуникационных технологий вообще, и технологии дополненной реальности в частности, в учебно-воспитательном процессе будет способствовать развитию технического мышления студентов факультета технологической и профессионального образования Глуховского национального педагогического университета, но из-за отсутствия систематизированной, обобщающей работы по ее применению они не могут овладеть технологической культурой на должном уровне, что и обусловливает дальнейшую работу в этом направлении.