logo
sbornik / Часть 2

«Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.

МФ ФГБОУ ВПО С-ПбУ ГПС МЧС РФ, г. Мурманск, Россия

В настоящее время, благодаря развитию информационных технологий, творческий потенциал у молодежи, в том числе и у школьников, стал заметно ниже. Это обусловлено в первую очередь доступностью информации. Гораздо проще найти готовое решение, готовую исследовательскую работу в интернете, чем сделать что-то самому. Да и учителя нередко прибегают к подобным действиям. Очень часто в ответ на это утверждение можно услышать следующие высказывания: «И так все уже открыто, зачем изобретать велосипед. Что может изобрести школьник?».

Однако это не так, любой творческий человек может научиться изобретать, и история знает немало таких примеров. Да и советская практика говорит об обратном, в советский период среди школьников было также немало изобретателей и существовало общество «Юный изобретатель». Вполне уместно возникает вопрос, как же научить школьника изобретать, если далеко не все взрослые на это способны.

Ключевая проблема, мешающая творить как школьнику так и взрослому заключается в стереотипности и зашоренности мышления. Зачастую люди просто не видят интересные проблемы и пути их решения.

На сегодня существует много различных методик развития творческого потенциала личности. Однако, по моему мнению, одной из наиболее удачных является методика развития творческого технического мышления на основе ТРИЗа. Механизмы разрушения стереотипов и подготовки к творчеству, основанные на данной методике, включают в себя аналого-ассоциативные механизмы, механизмы критики, игры, ротации интеллектуальной деятельности и др. Все это способствует вырабатыванию режима динамического интеллектуального гомеостаза лежащего в основе изобретательского творчества. А базируется данная методика на системном подходе к объектам окружающего мира и функционально-стоимостном анализе. На основе этого мы можем не только найти наиболее «узкие» места в исследуемых объектах, но и получить достаточно интересные технические решения. На более подвинутом уровне использование данной системы подразумевает получение решений с помощью алгоритма решения изобретательских задач. Многие скажут, что для применения данных методов нужно специально обучаться и что современным школьникам не интересно техническое творчество. Но здесь снова все упирается в человеческий фактор, многим школьникам, особенно в младшем возрасте, интересно техническое творчество. Ярким примером этого служит повсеместное увлечение лего-конструированием. А обучить вышеперечисленным методикам можно в игровой форме, адаптированной к психологическим особенностям соответствующего возраста. Поэтому ключевую роль в этом играет не школьник, а желание педагога развивать его творческий потенциал через обучение умению задавать вопросы и самостоятельно искать ответы. Причем нестандартные ответы. Поэтому, в первую очередь, иметь желание научиться находить идеи должны именно педагоги, а уже потом научить этому обучающихся.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что только в творчестве личность развивается, причем это должно быть личное творчество, а не умение компилировать уже имеющиеся чужие работы.