«Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
МБОУ СОШ № 45, г. Белгород, Россия
Происходящие изменения в современном мире коренным образом трансформируют общественное сознание, способствуют пересмотру ценностных ориентиров. Естественно, и система образования, которая определяет настоящее и будущее общества, подвергается постоянному реформированию, т.к. привычное для нас содержание во многом отстаёт от вызовов 21 века. Так, технологическое образование в рамках нынешнего содержания не согласуется с требованиями и ожиданиями участников учебного процесса. Современные школьники уже с детсадовского возраста неплохо разбираются в сотовых телефонах, смартфонах, компьютерах и других гаджетах. Приходя на уроки технологии, они вынуждены сталкиваться с примитивными, по их мнению, орудиями труда. Хотя именно такими зачастую и являются деревянные рубанки, напильники, ручные швейные машины, токарные станки середины прошлого века. Для получения первоначальных навыков обработки материалов, эти инструменты являются достаточными.
Но за несколько последних лет качественно изменились способы и средства производства, то есть то, что сейчас принято называть технологией. Один и тот же способ обработки материалов сейчас может быть реализован с помощью десятков видов порой принципиально разных технических устройств. Поэтому вполне можно согласиться с мнением Казакевича В.М., заведующего лабораторией дидактики технологии Института содержания и методов обучения РАО, что современное содержание технологического образования не способствует формированию целостного представления о техносфере и современных видах технологии, а ориентируется на развитие ограниченного круга трудовых навыков обучающихся по ручной или механизированной обработке конструкционных материалов [1].
Таким образом, модернизация технологического образования в школе крайне необходима уже в настоящее время. Но все имеющиеся попытки не идут далее, чем теоретическое предложение учебных программ, в которых предлагается либо сократить практические уроки технологии, либо вывести за рамки учебного времени. Это позволит сократить расходы на содержание учебно-материальной базы мастерских, а занятия проводить с использованием различных средств конструирования и моделирования (ЛЕГО, иные конструкторы, виртуальные среды). Но сможет ли общеобразовательное учреждение обеспечить такими конструкторами в достаточном количестве обучающихся школы или это придётся делать родителям учеников?
В этом вопросе интересен опыт учебных заведений. сотрудничающих с Белгородским государственным технологическим университетом им. В.Г. Шухова. На базе которого действуют центры молодежного инновационного творчества «Метаморфоза» и «Кластер». «Метаморфоза» имеет мощную образовательную составляющую. Здесь представлено редкое для учебных учреждений оборудование: 3D-принтеры, два маленьких фрезерных станка с программным обеспечением, лазерный драйвер, который способен резать мягкие материалы или наносить гравировку на более плотные материалы. Имеется возможность изготовления крупных моделей и прототипов.
«Кластер» имеет более мобильную составляющую, возможность участвовать в выставках и экспозициях. Он представляет собой площадку для научно-технического творчества и коммерциализации инновационных идей. ЦМИТ «Кластер» – это «Креативная Лаборатория Активной Самореализации, Творческого Единения и Развития», нацеленная на образование. Здесь школьники и студенты могут получить практические навыки работы с самым современным цифровым производственным оборудованием и программным обеспечением.
Центр создан на базе секции нанотехнологии в строительном материаловедении, где уже работают школьники с 4-го по 10-е классы под непрерывным руководством высококвалифицированного персонала центра. В рамках элективных, дополнительных и дистанционных курсов «Основы нанотехнологий» проходят практические и лабораторные занятия со школьниками.
Учащиеся нашей школы, посещающие эти центры, активно занимаются разработкой и реализацией собственных научных и технических проектов. А достигнутые ими результаты, говорят о правильности выбранного направления. Так по итогам конкурса «Ш.У.С.Т.Р.И.К», проводимого Ассоциацией инновационных регионов России» на IV Всероссийском фестивале науки 2014 года в Новосибирске, победу одержали представители ЦМИТ «Метаморфоза» (в форме вебинара-телеконференции) – Коротков Илья (9В класс), Байбаков Владислав (8Г класс), Паламарюк Даниил (8А класс), Жариков Игорь (8Г класс).
10 октября 2014 на втором областном фестиваль науки, проводимого при поддержке департамента внутренней и кадровой политики Белгородской области. Команда «Техники» – Тарасевич Андрей, Нивин Алексей, Коротков Илья, ученики 9В класса МБОУ СОШ № 45 г. Белгорода, заняли 3 место в номинации «Сборка робота». Паламарюк Даниил (8А класс) и Байбаков Владислав (8Г класс) заняли 2 место в номинации «Техническое моделирование» смотра конкурса научно-технического творчества учащихся «От замысла к изобретению» в рамках фестиваля. Паламарюк Даниил и Жариков Игорь представляли Белгородскую область на форуме «Открытые инновации» проходившую в Москве в октябре 2014 года, где Игорь занял 1 место.
На Всероссийский Форуме «Будущие интеллектуальные лидеры России», проходившем в городе Ярославле с 4 по 7 ноября 2014, под девизом «Россияне, изменившие мир», членами делегации БГТУ им. В.Г. Шухова, которую возглавлял ректор вуза, д-р экон. наук, проф. С.Н. Глаголев, стали воспитанники центра молодежного инновационного творчества «Метаморфоза» – ученики школы № 45 города Белгорода Илья Коротков (9 «В») и Владислав Байбаков (8 «Г»), а также их руководитель – директор ЦМИТ Виктор Бабаев.
«Благодаря тому, что мы стали заниматься в ЦМИТ «Метаморфоза», мы стали получать новые знания, смогли выигрывать конкурсы, получать награды. А поездка в Ярославль была просто незабываемой. Мы впервые оказались вдали от дома, без сопровождения родителей. И сразу в таком классном месте, – вспоминает Владислав Байбаков. – Четыре дня пролетели очень быстро, они были наполнены лекциями, деловыми играми, работой в лабораториях, работой над проектом. Из лекций больше всего запомнилась лекция по риторике – нам дали знания, которые нам очень пригодятся – ведь часто приходится выступать перед большими аудиториями, защищать свои проекты. Рассматривались важные для нас проблемы: как завоевать внимание публики, как быть убедительным в своем выступлении и другие» [2].
Воспитанники «Метаморфозы» уже сейчас задумываются о том, кем хотят стать. Илья со знанием дела рассуждает о проблемах ядерной физики и мечтает работать в атомной энергетике. А Владислава увлекает создание принципиально новых двигателей, веществ, приборов.
Наверное, стоит обратить внимание на подобные инновации и на государственном уровне оказывать поддержку таким инициативам. Вузы, как правило, обладают большей экономической свободой и в состоянии приобрести современное оборудование, 3D-принтеры, ручки, ЛЕГО конструкторы. Может именно в этих центрах смогут вырасти новые творцы инженерной мысли.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература