logo
sbornik / Часть 2

Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.

ПТ КИСумГУ, г. Конотоп, Украина

В эпоху развития компьютерных технологий управлять учебным процессом в высшем учебном заведении традиционными методами и средствами без использования инноваций невозможно.

Использование информационных технологий дает возможность более масштабно охватить учебный процесс, а именно: управлять им, организовывать, контролировать, осуществлять учет и отчетность.

На протяжении последних лет в научных работах В. Мануйленко, С. Андрейчук, В. Олийнык, И. Трегубенко и других рассмотрены общие вопросы управления высшим образованием; над вопросами модернизации учебного процесса в высших учебных заведениях работали Е. Хрыков, А. Зубко, О. Жигло; отдельные аспекты организации учебного процесса исследовали И. Драч, А. Харкивська, О. Евдокимов и др.

Понятие «инновация» обозначает нововведение, новизна, введение чего-то нового. Инновации решают задачи системного характера, способствуют достижению определенной цели. В научной литературе понятие «инновация» рассматривают с точки зрения процессуальности или результативности: инновация – это «результат творческой деятельности, направленный на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм» [2, с. 80]; инновация – это «своего рода переход объекта из одного состояния в другое» [1, с. 7]; инновация – это «прогрессивный результат творческой деятельности, который широко внедряют и создают значительные изменения в жизнедеятельности человека, общества, природы» [3, с. 21].

Новации занимают ведущее место при организации учебного процесса, их умелое применение способствует широкому спектру применения знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности. При изучении дисциплин будет целесообразным проведение виртуальных лабораторных работ и опытов, которые дают возможность более быстро и детально рассмотреть суть некоторых вопросов.

При этом следует отметить, что внедрение в учебный процесс элементов дистанционного обучения дает возможность студентам самостоятельно изучать материал, а потом и проверять качество его усвоения. То есть, дистанционное обучение заставляет студентов осознанно работать над изучением материала.

В контексте данного исследования следует отметить, что современный студент для решения учебных заданий использует электронные учебники, что значительно экономит время. А привлечение студентов к выполнению реальных проектов (разработка компьютерных программ, разработка специальных механизмов и систем, усовершенствование электрических схем с помощью новых проводниковых материалов, разработка различных проектов с помощью специальных компьютерных программ и др.) мотивирует их к целенаправленному изучению специальных дисциплин и получению соответствующей квалификации, а не к простому заучиванию учебного материала. В результате этого студент должен не только уметь ориентироваться в разнообразной учебной информации, но и применять приобретенные знания на практике.

Организация учебного процесса с использованием инноваций предусматривает постоянный контроль качества работы всех специалистов, принимающих участие в этом процессе, с целью повышения эффективности образования. Безусловно, необходимо стимулировать те формы инновационной деятельности, которые в перспективе обеспечат студентам условия для ранней ориентации на определенную высококвалифицированную профессиональную деятельность, отсутствие после окончания высшего учебного заведения длительной адаптации, гарантированный высокий материальный уровень, карьерный рост до высококвалифицированного специалиста.

Таким образом, в дальнейшем более детального исследования требуют вопросы формирования пространства, способствующего внедрению инновационных процессов в высшее учебное заведение в целом и в организацию учебного процесса в частности.