logo
sbornik / Часть 2

Литература

1. Казакевич, В.М. Концепция проектирования содержания обучения технологии в системе общего образования [Текст] / В.М. Казакевич // Школа и производство. – 2013. – № 1. – С. 4–8.

2. Семенова, Г.Ю. Реализация преемственности в школьном технологическом образовании / Г.Ю. Семенова // Материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам технологического образования школьников //Технологическое образование для инновационно-технологического развития страны [Текст] /под ред. Ю.Л. Хотунцева, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013 г. – С. 180–185.

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Серебренников Л.Н., Сустретова К.Д.

ФГБОУ ВПО ЯГПУ им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль, Россия

Практико-ориентированное обучение является объективной необходимостью, обусловленной требованиями развития общества и выступает одним из основополагающих положений педагогики: человек как личность развивается, прежде всего, в практической деятельности. Опыт показывает, что технологическая подготовка школьников является одним из базовых компонентов системы общего образования ведущих в экономическом отношении стран, совершенствование которого находится в ряду актуальных задач перехода общества в новое качественное состояние [4, c. 155]. Теория и практика российской школы свидетельствуют о неустойчивости и перекосах в развитии системы трудового (технологического) обучения. Нарушения и ошибки в сфере технологического образования приводят к кризисным явлениям всей образовательной системы и проблемам социально-экономического развития общества [6, c. 190].

Современное состояние технологического образования в России отражает общие тенденции в экономике, связанные с зависимостью страны от добычи и продажи природных ресурсов. В этих условиях задачи функционирования общественных институтов направлены на обеспечение и развитие добывающих отраслей и распределение полученных доходов среди населения [5, c.202]. Для развития реального сектора экономики страны требуется коренная перестройка производства, способствующая росту национального дохода на основе современных технологий и эффективного труда граждан, обеспечиваемого современным уровнем науки и образования, увеличением численности и защищенности трудоспособного населения, работающего во благо своего и общего благосостояния [5, c. 204]. Задачи построения современного общества требуют надлежащего обеспечения стратегических направлений развития отечественной экономики трудовыми ресурсами, которое должно носить опережающий, перспективный характер. Примером того может служить опыт передовых в экономическом отношении стран, где технологическая подготовка учащихся играет важную роль в системе образования, будучи тесно связанной с процессами социально-экономического развития общества и трудового воспитания подрастающего поколения.

Анализ технологической подготовки школьников в зарубежных странах позволяет обобщить накопленный имеющийся опыт и тенденции в целях развития системы технологического образования в России с учетом социально-экономических условий в стране.

Среди передовых европейских стран ведущее положение занимает Германия, индустриально развитая страна, которая занимает передовые позиции в мире по объёмам экспорта и находится среди лидеров по уровню ВВП и доходам населения. Особенностью системы образования Германии является отсутствие единого государственного стандарта технологического образования, поскольку учитываются особенности входящих в неё земель и обучение школьников технологии строится в соответствии с социально-экономическими требованиями каждого отдельного региона [1, c. 67]. В системе базовой технологической подготовки школьников большое внимание уделяется изучению техники и ведению домашнего хозяйства без деления учащихся по половому признаку. При этом обучение творческой проектной деятельности составляет важный раздел прикладного обучения, для которого в школьном расписании выделяются отдельные дни. Характерной особенностью системы технологического образования в Германии является возможность получения школьниками начальной профессиональной подготовки.

С позиций изучения передового опыта и современных тенденций развития большой интерес представляет структура и организация системы технологического образования в Великобритании. Великобритания представляет собой страну с передовой и активно развивающейся экономикой, основными направлениями которой выступают машиностроение, сфера услуг и сельское хозяйство. Основная часть ВВП страны приходится на сектор услуг. Характерной особенностью в системе технологической подготовки Великобритании является организация обучения с ориентацией на инновационную технико-конструктивную деятельность (дизайн) без четкой привязки к потребностям экономики конкретного региона. Технология является одним из основных предметов в школе и должна изучаться и юношами и девушками. Целью технологического образования в стране является формирование инициативной, творческой личности, способной к активному преобразованию и развитию окружающего мира на основе изучения процессов и продуктов труда, для обеспечения человеческих потребностей, влияния технологии на общество и культуру и подготовки учащихся к освоению быстро меняющихся технологий будущего. Для достижения поставленных целей в системе технологического образования Великобритании широко используют проектное обучение, на реализацию которого отводится до 60% учебного времени [8, c. 124].

Особый интерес представляет структура и организация технологической подготовки школьников в США, как наиболее развитой и крупной стране, которая по объёму ВВП удерживает мировое лидерство. Структура экономики СШАотличается ярко выраженной постиндустриальностью и тесно связана с созданием высокоинтеллектуальных продуктов. Большая часть американскогоВВПсоздаётся в отрасляхсферы услуг. Отличительной чертой экономики страны является ориентация на современные технологии и передовую технику. Особенности экономики страны отражаются в системе технологического образования, основной целью которого является обеспечение способности граждан понимать и использовать современные технологии в различных сферах хозяйственной деятельности. При этом большое внимание уделяется обучению инновационной деятельности, выступающей характерной чертой современных технологий. Технология – один из основных обязательных предметов, начиная с детского сада, она может быть интегрирована с другими школьными предметами, наукой и искусством. При разработке учебного плана технологического образования учитываются местные условия, желания, интересы и способности учащихся. Технологическая подготовка ведется по принципу спирали, т.е. на каждом этапе обучения должны присутствовать различные учебные разделы, но по мере достижения более высокой ступени образования глубина изучения каждого модуля увеличивается. Ключевые разделы технологического образования включают в себя теоретические сведения и практическую подготовку во всех основных сферах экономики страны [2,c. 133].

Современные тенденции развития технологического образования нашли своё отражение в передовых странах различных регионов мира. Одной из азиатских стран, вызывающих широкий интерес бурным развитием своих социально-экономических процессов, является Китай. Экономика КНР занимает одно из первых мест в мире по объему ВВП. Китай является промышленно развитой космической и ядерной державой, лидирующей в мире по добыче и использованию природных ресурсов и создающей основы развития современного машиностроения и передовой электроники. Технологическое образование должно обеспечивать не только трудовое обучение и воспитание подрастающего поколения, но и заложить основы технологического развития всей страны. Для этого технологическая подготовка школьников осуществляется в повышенных объемах (3 и более часов в неделю). В начальной школе, в 1–2 классах, технология входит в комплексный предмет «Моральные качества и жизнь», а в 3–6 классах изучается дисциплина «Труд и технологии», которая включает трудовое и технологическое образование. В средних классах (7–9) в курсе «Труд и технологии» изучаются базовые технологии и основные связи в технологических процессах, черчение, проектирование, осваиваются умения практической деятельности по обработке материалов с использованием инструментов и оборудования, исследовательская, изобретательская и творческая деятельность, связанные с электроникой и робототехникой, деятельность в сфере обслуживания и решения бытовых и общественных проблем, дизайн, основы предпринимательской деятельности и т.д. В старших классах (10–12) обязательными являются курсы «Технология и дизайн» и «Информационные технологии». Направление «Общая технология» дополняется курсами по выбору. В процессе технологической подготовки школьники участвуют в комплексной практической деятельности, которая включает исследовательскую работу, общественно-полезный труд и социальные практики [7, c. 167].

Среди ведущих азиатских государств особое положение занимает Япония, система технологической подготовки школьников которой тесно связана с социально-экономическими процессами и отражает национальные особенности страны. По размеру ВВП Япония занимает 3-е место в мире, а по производительности труда и эффективности промышленного производства она находится на лидирующих позициях. В Японии получили развитие наиболее передовые технологии, связанные с электроникой, вычислительной техникой и робототехникой. Важную роль в системе образования страны играет технологическая подготовка подрастающего поколения. Целями обучения технологии являются интеллектуальное и личностное развитие ребенка, формирование ценностного отношения к окружающему миру, под­готовка к труду и последующей профессиональной деятельности. В начальной школе Японии технологическое образование реализуется на основе предмета «Изобразительное искусство и «Ручной труд». В учебном процессе детей знакомят с полным технологическим циклом, в том числе с процессами получения и обработки материалов, из которых затем изготавливают изделия, при этом упор делается на новые, креативные решения, которые имеют прикладное значение. В основной школе Японии преподается предмет «Технология и домашняя экономика». В старшей школе продолжение технологического образования обеспечивает предмет «Экономика», связанный с основами современного производства и бизнеса, изучение которого осуществляется без деления классов на мальчиков и девочек. При этом изучение технологий, связанных с ведущими отраслями экономики, такими, как электроника, робототехника, транспортное машиностроение осуществляется в основном на старших этапах обучения во взаимодействии с другими предметами. [3, c. 10–11].

Изучение содержания и организации технологической подготовки в рассмотренных странах показывает, что в большинстве развитых государств технологическое образование тесно связано с прогрессивной постиндустриальной экономикой и развитым многоплановым производством. В передовых государствах Европы, Азии и Америки обучение технологии носит инновационный характер в целях формирования творческой свободной личности, способной приносить пользу себе и обществу, и практической подготовки подрастающего поколения к активному участию в социально-экономическом развитии общества. При этом указанные страны являются не только успешными с позиций развития экономики и производства, но и примерами эффективной организации технологической подготовки школьников. Таким образом, необходимо принимать во внимание данные особенности, чтобы выработать общие положения в системе технологического образования с учетом тенденций развития единого экономического пространства.