Титов е.В.
МГУУ Правительства Москвы, г. Москва, Россия
В современных городах проживает значительная часть населения планеты. В 1900 г. в мире насчитывалось примерно 360 городов с населением свыше 100 тыс. жителей, в 1950 г. – уже 950, а в начале 80-х годов – уже 2368. Число горожан выросло с 1,5 миллиардов в 1990 году до 3,6 миллиардов в 2011 году – а это более половины населения земного шара. В отдельных государствах, например, таких, как Бельгия и Кувейт, доля городского населения доходит до 97%.
Согласно переписи населения 2010 г., в городах России проживает более 105,3 млн. человек, что составляет (73,7%) населения.
Современные города занимают около 1% площади суши, сосредоточив на таком маленьком участке земной поверхности не только больше половины населения планеты, но и самые передовые технологии в области строительства, транспорта, медицины, науки, образования, инженерии и даже производства продуктов питания. В современном городе можно получить хорошее образование, найти друзей и устроиться на интересную работу.
Согласно проведённому нами опросу подавляющее большинство учащихся 10–11 классов школ г. Москвы связывают свою судьбу и профессиональную карьеру с городом. Однако не каждый живущий в городе старшеклассник представляет, как устроен современный город, который объединяет тысячи километров подземных и надземных линий энергоснабжения и связи, канализационных сооружений, газо- и водопроводов, коммуникационных коллекторов, скоростных автомагистралей и пешеходных улиц, транспортно-пересадочных узлов и линий метрополитена, скверов, бульваров, парков, торгово-развлекательных комплексов и других разнообразных архитектурных и инженерных сооружений.
Городское хозяйство – это большой и динамичный, устойчивый и развивающийся рынок труда, в котором каждый выпускник школы, колледжа и вуза может найти себе рабочее место. Ведь комфортные условия жизни, работы и отдыха горожан обеспечивают тысячи специалистов разных направлений – инженеров, техников, биологов, программистов, дизайнеров, юристов, экономистов, администраторов, которые занимаются энергетикой, водоснабжением, водоотведением, освещением, надземным, подземным и вертикальным транспортом, утилизацией отходов производства и потребления, благоустройством, озеленением и другими отраслями городского хозяйства. Современные города растут, наполняясь все более совершенной техникой и технологиями для комфортной жизни горожан и создавая все новые и новые направления деятельности специалистов городского хозяйства.
Поэтому информирование школьников о жизни и проблемах современного города, об отраслях и направлениях деятельности городского хозяйства актуально не только для знакомства подрастающего поколения со средой и местом своего проживания, но имеет личностный смысл, заключающийся в социально-профессиональной ориентации старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов.
Наиболее результативной формой знакомства старших школьников с современным городским хозяйством как сферой будущей профессиональной деятельности является учебный проект. Городское хозяйство является важной отраслью экономики страны, особенности которого определяются географическим и экономическим положением рассматриваемого города. Поэтому организовывать проектную деятельность учащихся по изучению современного города целесообразно в контексте содержания школьных курсов для 10–11 классов: географии, экономики, физики, истории, экологии, основ безопасности жизнедеятельности, биологии и т. д. Учитывая, что работа над проектами требует обращения к содержанию нескольких учебных предметов, по каждому из которых учащиеся могут получить отдельную оценку, такие проекты можно считать комплексными (межпредметными).
В качестве примера можно привести групповой проект «Энергоэффективный город», ориентированный на программу учебных предметов 10–11 классов – географии (тема «Глобальные проблемы человечества»), экономики (тема «Семейная экономика») и физики (тема «Электродинамика»). Групповой проект выполнялся, как правило, двумя-тремя учащимися, которые самостоятельно организовывали собственную (внутригрупповую) работу и отчитывались о выполненной работе всей группой.
Энергосбережение в сфере городского хозяйства является важнейшим способом сохранения природных ресурсов и устойчивого развития урбанизированных территорий. В ряде российских городов действуют государственные программы по энерго- и ресурсосбережению. Одним из направлений энергосбережения в городском хозяйстве и, в особенности, в жилом секторе, является увеличение доли альтернативных источников энергии – солнца и ветра. Сказанное позволило считать участие школьников в проекте «Энергоэффективный город» социально значимым и актуальным и поставить педагогические задачи: а) познакомить старшеклассников с энергосбережением как важным направлением работы городского хозяйства; б) сформировать у старшеклассников представление о городском хозяйстве как сфере будущих профессиональных интересов.
На первом этапе работы над проектом учащиеся, используя Интернет-ресурсы и другие доступные источники (газеты, журналы, энциклопедии и другую справочную литературу), собирали информацию о различных отраслях городского хозяйства, потребляющих электроэнергию, о предприятиях городской энергетики и специалистах, занятых на этих объектах, о путях и способах энергосбережения.
Суть работы учащихся на втором этапе проекта заключалась в сборе и анализе информации об электропотреблении в своих жилищах (квартирах), в домах, на придомовой территории и на улицах города.
Так же, как и первый, второй этап работы над проектом завершался семинарским занятием, на котором учащиеся представляли результаты проделанной ими работы.
После коллективного обсуждения полученных учащимися результатов учитель предлагал им перейти к завершающей части проекта, суть которой заключалась в поиске путей и способов сокращения расходов на освещение собственных квартир и обследованных городских территорий. Кроме того, учащимся предлагалось установить, какую работу специалисты городского хозяйства должны выполнять для содержания осветительного оборудования на городских территориях, а также для дальнейшего развития сети городского освещения, в том числе в контексте энергосбережения. Работа над проектом завершалась занятием в форме ученической конференции, на которой учащиеся по группам представляли в форме презентации и непродолжительного (7–10 минут) обсуждения результаты проделанной ими работы по всему проекту в целом. На этом занятии учащиеся не только представляли полученные ими результаты, но и оценивали работу, проделанную их одноклассниками в группах. Приглашённые на заключительное занятие учителя географии, физики и экономики оценивали работу каждого учащегося, при необходимости задавая вопросы по соответствующим учебным дисциплинам.
Информирование старших школьников о жизни современного города, о работе городского хозяйства и его специалистов позволяет не только познакомить учащихся со средой и местом своего проживания, но и сориентировать их на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов. Одним из средств реализации этой социально значимой образовательной цели может выступать групповой проект.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература