Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Важным направлением модернизации в системе современного высшего технического образования является совершенствование содержания обучения. Конструирование содержания электронного практикума задач по черчению основывается на «Учебной программе для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Черчение. IX класс» [1; 3], учебных пособиях для учителя и учащихся по предмету «Черчение», научных исследованиях ряда ученых: Е.И. Беляковой, А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, С.И. Дембинского, П.В. Зеленого, А.И. Сторожилова, Л.С. Шабека и др.
Компьютерные средства обучения в учебном процессе школ используются достаточно широко в преподавании целого ряда предметов (математика, география, история и т.д.). В обучении учащихся предмету «Черчение» чаще используется компьютерные графические программы КОМПАС и AutoCAD. Преимуществами внедрения компьютерных технологий в учебную графическую деятельность являются: 1) повышение качества чертежей, технической документации; 2) редактирование изображения, используя разнообразные возможности; 3) увеличение масштаба изображения, не изменяя истинных размеров деталей при построении чертежей мелких деталей; 4) композиционно грамотное расположение деталей относительно формата; 5) отсутствие необходимости перечерчивания условий заданий, что позволяет экономить время и т.д.
Конструирование содержания электронного практикума задач по черчению – одно из направлений профессиональной деятельности современного педагога по предметам технической направленности. Соответствующее профессиональное умение формируется в процессе обучения в вузе. Среди профессиональных компетенций выпускника названы: знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в сфере образования, науки [2, с. 4]. Умение конструировать содержание учебных курсов позволяет педагогу становиться независимым от готовых рецептов профессиональной деятельности.
Электронный практикум задач по техническому черчению составлен в соответствии с учебной программой по черчению для IX класса, в которой рекомендуется при наличии соответствующей учебно-материальной базы учреждений общего среднего образования применение на уроках компьютера. Таким образом, нами на каждую тему раздела программы разработаны упражнения и задания с методическими рекомендациями и примерами решений. Каждая задача составлена и предлагается в пяти вариантах для того, чтобы дать возможность учащимся проявить самостоятельность в ее выполнении. Задания и упражнения на каждую тему раздела построены по принципу «от простого к сложному», поэтому начинаются с более легких, а затем усложняются.
Электронный практикум включает задания по геометрическому, проекционному, техническому черчению, направленные на более глубокое усвоение материала, на закрепление, контроль знаний учащихся.
В практикум входят упражнения, задания и итоговая графическая работа. Каждое задание или упражнение имеет различную степень сложности и вариативность исполнения.
Поскольку при выполнении указанных выше задач учащиеся ограничены временными рамками урока, каждый комплект графических задач содержит общие настройки форматов, рамок, толщин линий. Для лучшего усвоения названий и применения линий, они имеют, в зависимости от типа, свой определенный цвет. Материал представлен в формате *.DWG.
На основании анализа возможностей компьютерных программ, рекомендуемой учебной программы нами произведен отбор и структурирование графических задач для разработки электронного практикума, включающего упражнения на:
определение основных линий чертежа, проставлении размеров;
нахождение ошибок в проставлении размеров на чертеже;
дополнение чертежа недостающими знаками и надписями;
дополнение чертежа недостающими линиями;
построение 3-х видов детали;
деление окружности на равные части;
восстановление полного изображения предмета по неполному изображению предмета симметричной формы с указанными его размерами;
построение проекций предметов геометрических тел и нахождение точек на их поверхностях;
построение аксонометрической проекции детали;
сравнение изображений;
реконструкцию изображений;
изменение положения предмета в пространстве;
удаление части детали по разметке;
выполнение сечений и разрезов;
определение главного вида детали и выбор оптимального количества изображений;
выполнение чертежа соединения болтом и графическую работу на выполнение сборочного чертежа детали.
Обязательным условием для успешного выполнения поставленных задач практикума является изучение теоретического материала определенного раздела из курса черчения.
Последовательное и систематичное решение задач, представленных в электронном практикуме, способствует развитию у учащихся пространственных представлений, технического мышления, закреплению пройденного материала и применению полученных знаний на практике.
Задания, предусматривающие применение компьютера в процессе их выполнения, встречаются в содержании занятий и факультативов по предмету «Черчение», «Техническая графика» и т.д., а также могут быть использованы в процессе подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения технического профиля. Выполнение такого рода заданий дает возможность научиться использовать возможности современных компьютерных средств обучения в своей будущей профессиональной деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература