logo
sbornik / Часть 2

Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.

УО ВГУ им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь

Важным направлением модернизации в системе современного высшего технического образования является совершенствование содержания обучения. Конструирование содержания электронного практикума задач по черчению основывается на «Учебной программе для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. Черчение. IX класс» [1; 3], учебных пособиях для учителя и учащихся по предмету «Черчение», научных исследованиях ряда ученых: Е.И. Беляковой, А.Д. Ботвинникова, В.Н. Виноградова, С.И. Дембинского, П.В. Зеленого, А.И. Сторожилова, Л.С. Шабека и др.

Компьютерные средства обучения в учебном процессе школ используются достаточно широко в преподавании целого ряда предметов (математика, география, история и т.д.). В обучении учащихся предмету «Черчение» чаще используется компьютерные графические программы КОМПАС и AutoCAD. Преиму­ществами внедрения компьютерных технологий в учебную графическую деятельность являются: 1) повышение качества чертежей, технической документации; 2) редактирование изображения, используя разнообразные возможности; 3) увеличение масштаба изображения, не изменяя истинных размеров деталей при построении чертежей мелких деталей; 4) композиционно грамотное расположение деталей относительно формата; 5) отсутствие необходимости перечерчивания условий заданий, что позволяет экономить время и т.д.

Конструирование содержания электронного практикума задач по черчению – одно из направлений профессиональной деятельности современного педагога по предметам технической направленности. Соответствующее профессиональное умение формируется в процессе обучения в вузе. Среди профес­сиональных компетенций выпускника названы: знания и умения формулировать проблемы, решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в сфере образования, науки [2, с. 4]. Умение конструировать содержание учебных курсов позволяет педагогу становиться независимым от готовых рецептов профессиональной деятельности.

Электронный практикум задач по техническому черчению составлен в соответствии с учебной программой по черчению для IX класса, в которой рекомендуется при наличии соответствующей учебно-материальной базы учреждений общего среднего образования применение на уроках компьютера. Таким образом, нами на каждую тему раздела программы разработаны упражнения и задания с методическими рекомендациями и примерами решений. Каждая задача составлена и предлагается в пяти вариантах для того, чтобы дать возможность учащимся проявить самостоятельность в ее выполнении. Задания и упражнения на каждую тему раздела построены по принципу «от простого к сложному», поэтому начинаются с более легких, а затем усложняются.

Электронный практикум включает задания по геометрическому, проекционному, техническому черчению, направленные на более глубокое усвоение материала, на закрепление, контроль знаний учащихся.

В практикум входят упражнения, задания и итоговая графическая работа. Каждое задание или упражнение имеет различную степень сложности и вариативность исполнения.

Поскольку при выполнении указанных выше задач учащиеся ограничены временными рамками урока, каждый комплект графических задач содержит общие настройки форматов, рамок, толщин линий. Для лучшего усвоения названий и применения линий, они имеют, в зависимости от типа, свой определенный цвет. Материал представлен в формате *.DWG.

На основании анализа возможностей компьютерных программ, рекомендуемой учебной программы нами произведен отбор и структурирование графических задач для разработки электронного практикума, включающего упражнения на:

Обязательным условием для успешного выполнения поставленных задач практикума является изучение теоретического материала определенного раздела из курса черчения.

Последовательное и систематичное решение задач, представленных в электронном практикуме, способствует развитию у учащихся пространственных представлений, технического мышления, закреплению пройденного материала и применению полученных знаний на практике.

Задания, предусматривающие применение компьютера в процессе их выполнения, встречаются в содержании занятий и факультативов по предмету «Черчение», «Техническая графика» и т.д., а также могут быть использованы в процессе подготовки к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения технического профиля. Выполнение такого рода заданий дает возможность научиться использовать возможности современных компьютерных средств обучения в своей будущей профессиональ­ной деятельности.