Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
Мунасыпов И.М.
СФ БашГУ, г. Стерлитамак, Россия
Современная концепция развития Российской Федерации основывается на восстановлении и постоянном росте промышленного потенциала государства. В целях модернизации и технологического развития экономики России в мае 2012 года была утверждена Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы. Целью программы является повышение качества кадрового потенциала специалистов отраслей промышленности, имеющих стратегическое значение для экономического развития России, и совершенствование структуры инженерной подготовки в стране.
Понимая, что выбор инженерной профессии выпускником не должен быть случайным, в качестве одной из основных задач, поставленных перед Министерством образования и науки РФ для достижения данной цели, является задача «на основе развития эффективных форм долговременной профессиональной ориентации обеспечивать отбор абитуриентов, проявивших склонности к точным наукам и техническому творчеству, а также широко практиковать проведение смотров научно-технического творчества, организацию всесоюзных физико-математических олимпиад учащейся молодежи» [1].
В педагогике современной школы ключевым словом образовательного процесса, глубинным понятием обучения является развитие личности. Современному обществу нужны люди, которые могут легко повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести необходимые дополнительные знания в случае необходимости, т.е. такие люди, которые могут самостоятельно учиться и самореализовываться.
Являясь единственной практико-ориентированной предметной областью, где постигаются основы проектирования и конструирования изделий (то есть азы инженерной деятельности), только «Технология» обладает эксклюзивной возможностью формирования у школьников стойкого интереса к работе инженера или техника. Здесь уместно сослаться на авторитетное мнение одного из основателей технологического образования в России Ю.Л. Хотунцева, убежденного в том, что «Подготовка кадрового потенциала для решения научно-практических задач модернизации, инновационного и технологического развития, стоящих перед нашей страной, должна начинаться с изучения предметной области «Технология» в общеобразовательной школе и продолжаться в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях» [2, с. 18].
Естественно, что интеллектуальное обеспечение процесса создания различных устройств, равно как и развитие технико-технологического мышления учащихся и выявление «технически» одаренных детей, в педагогической практике является исключительной функцией учителя технологии. Поэтому, наряду с хорошей психолого-педагогической и методической подготовкой, специфика его обучающей деятельности требует специальной проектно-конструкторской (инженерной) подготовки. На этом основании к современному образованию будущего учителя технологии предъявляются высокие требования, в том числе и в части формирования проектно-конструкторской компетенции.
Учебное проектирование – новация, нововведение, внедрение которого связано с объективными трудностями. Одна из них – отсутствие у педагога понимания того, что ему необходимо знать и уметь для успешного проектирования с учениками. Учитель из всезнающего оракула превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной деятельности учащихся. Учитель должен быть энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, «человеком, задающим вопросы», координатором, экспертом. Поэтому учителю, готовому работать по-новому, необходимо иметь определенный уровень научно-методической подготовки: знать психолого-педагогические особенности использования учебного проектирования, антропологические, культурологические, философские, логические, технологические, методологические особенности проектной деятельности. И начинать эту подготовку следует еще в вузе, используя ранее приобретенный потенциал. В настоящее время студенты, обучающиеся по направлению «педагогическое образование», профиль «Технология», к сожалению, не в полной мере владеют навыками проектной деятельности. Тем не менее, они понимают необходимость овладения ими и имеют потребность приобрести эти навыки в процессе обучения в вузе. Поэтому необходимо активно внедрять проектные идеи в систему обучения студентов.
Формирование проектной культуры у будущих учителей технологии создаст мощный потенциал не только для их собственного профессионального роста и совершенствования, но и обеспечит положительный эффект вовлечения в проектную деятельность школьников, с которыми они будут работать в дальнейшем. Для повышения эффективности подготовки студентов к проектной деятельности необходимо больше уделять этому внимания; научить методам организации проектной деятельности, преподавать не только теорию, но и как можно больше практики; данную деятельность учитывать в процессе обучения и поощрять всех участвующих в этом студентов; реализовывать межпредметную связь.
Образовательный процесс в вузе необходимо выстроить таким образом, чтобы, изучая дисциплины, предусмотренные учебным планом, студенты активно включались в проектировочную деятельность, которая организуется педагогом, предлагающим возможные направления их творческой деятельности, воплощенной в проекте. Взаимодействие студента и преподавателя в процессе выполнения проекта строится на основах сотрудничества, взаимопонимания и поддержки, что создает позитивную атмосферу для раскрытия творческого потенциала личности. Студенты, творчески осмысливая предложенную педагогом информацию, расширяя свои знания в процессе самостоятельного поиска и анализа необходимого материала по теме проекта, выбирая пути реализации замысла, технологические решения, а также критически оценивая результаты индивидуальной или коллективной работы, осваивают логику проектной деятельности, приобретают опыт достижения результатов в решении поставленной перед ними проблемы. Презентация и защита проекта способствуют развитию у студентов способностей представлять результаты своего труда с выигрышных позиций, а также умений аргументировано отстаивать свою точку зрения. При этом повышается мотивация студентов к учению, улучшается качество разрабатываемых изделий и в дальнейшем положительно влияет на уровень выполняемых курсовых и выпускных квалификационных работ.
Введение в учебный план подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Технология» проектной деятельности как в качестве средства обучения, так и как учебной дисциплины, позволит принципиально изменить отношение к оценке роли преобразовательной деятельности в современном обществе и ориентацию выпускников школ на выбор инженерной профессии. Поскольку проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы познавательной, профессионально-трудовой, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности, то она становится одним из наиболее значимых современных методов обучения студентов.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература