logo
sbornik / Часть 2

Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.

СФ ФГБОУ ВПО БашГУ, г. Стерлитамак, Россия

Задачи развития современного общества все более настойчиво выдвигают перед школой, внешкольными учреждениями требование неуклонного повышения качества практической подготовки школьников к трудовой деятельности после окончания школы. Сегодня мало дать детям только определенную сумму знаний – ведь им предстоит жить и трудиться в динамическом, стремительно обновляющемся мире. И необходимо, чтобы с первых школьных лет учащимся прививались умение творчески мыслить, ориентироваться в нарастающем потоке научной информации, стремление к неустанному самообразованию.

Таким образом, одной из важнейших задач современной школы является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков. В связи с этим повышается роль технического творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду, технически насыщенной производственной деятельности.

Существующая ныне система технического творчества детей и подростков в нашей стране создавалась в течение многих десятилетий. В этом благородном и благодарном деле – труд тысяч людей, многие из которых посвятили ему большую часть своей жизни, незаурядный организаторский талант и педагогическое мастерство. Многие выдающиеся отечественные деятели науки и техники, конструкторы, талантливые инженеры, летчики-космонавты (С.П. Королев, И.В. Курчатов, Ю.А. Гагарин) в школьные годы активно занимались в технических кружках. Они с благодарностью вспоминают это время и дают высокую оценку учебной и внеклассной работе по технике в школе, воспитывающей инициативных, волевых и творчески мыслящих людей.

Педагогический опыт в организации работы по технике со школьниками свидетельствует, что наибольших результатов в формировании технических интересов и развитии творчества учащихся добиваются те педагогические коллективы школ, где эта работа организована в научно обоснованной системе.

В педагогической теории и практике представлены различные парадигмы образования, определяющие развитие технического творчества. По мнению ученых, основополагающее место для самостоятельной творческой деятельности учащихся школьного возраста занимает их предметная подготовка в образовательной области «Технология».

Технология выступает парадигмой современного образования, а его целью и основной задачей является подготовка обучаемых к преобразовательной деятельности. Наряду с традиционными, предметно-ориентированными техническими науками сейчас развиваются проблемно-ориентированные комплексные, социально-технические дисциплины (эргономика, инженерная экология, психология труда и т.п.). Они интегрируют подходы, синтезируют знания различных научных областей и входят в научное обеспечение современной преобразовательной деятельности людей. Введение в базисный учебный план общеобразовательных школ Российской Федерации образовательной области «Технология» коренным образом изменило не только содержание трудовой подготовки школьников, но и формы, методы и средства обучения. При этом технология рассматривается как прикладное использование естественнонаучных знаний. Техническое творчество пронизывает содержание всех тем сквозных линий предмета «Технология»: культура труда, безопасные приемы работы, технологическая и трудовая дисциплина, контроль качества.

По сущности и характеру техническое творчество школьников представляет собой вид деятельности, состоящий в решении и в форме материального воплощения какой-либо технической задачи, которая может включать в себя элементы как субъективной, так и объективной новизны. Решение это строится на основе использования знаний, приобретаемых в процессе учебы.

Техническое творчество подростков осуществляется в нашей стране двумя путями: в процессе обязательных занятий в школе на уроках технологии в школе; в процессе внеурочных занятий, строящихся по принципу добровольной избирательности и индивидуальных интересов детей.

Опыт развития технического творчества в процессе учебных занятий в нашей стране имеет давние традиции и подтверждает значительные потенциальные возможности этого вида работы.

Характерно, что, чем лучше поставлено в школах политехническое образование и трудовое обучение, тем ярче проявляется у учащихся интерес к технике, сильнее стремление практически поработать в различных областях техники и производства, попробовать свои силы в конструировании, экспериментировании, исследованиях. Наиболее полное удовлетворение технических интересов детей и подростков возможно именно в добровольных творческих объединениях, работа которых базируется на увлеченности, активности и коллективной самодеятельности школьников.

Развитие технического творчества учащихся имеет большое воспитательное и образовательное значение. В современной технике, как в фокусе, сосредоточивается опыт многих теоретических и прикладных наук, новейшие их достижения. Занятия по технике способствуют гармоническому развитию личности школьников, пробуждают у них стремления к знаниям, создают хорошие условия для приобретения и дальнейшего совершенствования практических умений и навыков в обращении с различными техническими устройствами, развивают конструкторские способности, формируют профессиональную направленность. В силу своих особенностей (добровольность, учет потребностей и запросов учащихся) внеклассная работа по технике позволяет выявить интересы и способности учащихся и содействует дальнейшему их развитию.

Успешное развитие технического творчества школьников во внеучебное время происходит при соблюдении дидактических требований: выбор типа кружка должен соответствовать общеобразовательной подготовке учащихся, их запросам и интересам; наличие четкой целевой установки в работе каждого кружка; соблюдение необходимого оптимального соотношения между научно-теоретическими и практическими знаниями, обеспечивающего равномерное повышение технического кругозора учащихся и их практического мастерства; своевременное и полное материальное обеспечение кружка, определяющее его положительный результат; выбор методов и приемов проведения занятий кружка должен быть направлен на развитие творческой познавательной и практической самостоятельности учащихся как главного стимула формирования технических интересов, выработку умений осуществлять технический анализ объектов и деятельности, привитие навыков конструирования, рационализации, контроля и самоконтроля; систематическое подведение итогов работы кружка.

Повышение требований к научной и практической подготовке современного человека влечёт за собой возрастание роли преподавателей и их ответственности за подготовку молодого поколения. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего, инженера и техника применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств.

Необходимо также учитывать экспоненциальное нарастание научно-технической информации (информационный взрыв) и создание новых технических средств, избавляющих человека от рутинной деятельности в области как физического, так и умственного труда.

С учётом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки молодёжи к творческому труду, развитию творческих способностей, что является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет творческую переработку и генерацию ещё более новых и полезных идей. Тем самым творческий труд обеспечивает расширенное воспроизводство информации в целях обеспечения непрерывного развития производства и общества.