Литература
1. Метод проектов в преподавании образовательной области «Технология»: пособие / В.Е. Мельников, В.А. Мигунов, П.А. Петряков. – Великий Новгород: НРЦРО, 2000. – 88 с.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ТЕХНОЛОГИЯ»:
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
Пичугина Г.В.
Институт стратегии развития образования РАО, г. Москва, Россия
Согласно докладу Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» (1987 г.), устойчивое развитие (УР) – это такое развитие, при котором удовлетворяются потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Проблематика УР уже почти 20 лет активно обсуждается представителями различных наук и имеет широкий общественный резонанс [5]. При этом в массовом сознании УР по-прежнему связано с решением преимущественно экологических проблем [1], хотя идеи УР привели к переоценке концепта культурного наследия как ресурса УР, признанию его равным по значимости природному наследию. В последние годы активно развиваются общекультурные идеи УР, которые заключаются в том, чтобы помочь людям принять такие ценности, развить такие знания и умения, которые позволят им в дальнейшем выбирать индивидуальные и коллективные решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.
В различных странах ведущая роль в реализации общекультурных идей УР принадлежит разным секторам. Так, например, в Великобритании первостепенное значение имеет инициатива на местах, практическая работа, большую роль играют школа и дополнительное образование.
В России ведущим остается высшее профессиональное образование, а в содержании общего среднего образования идеи УР пока не нашли достойного отражения. Однако в Российской академии образования начаты исследования по оптимизации содержания предметных областей общего среднего образования и направлений их взаимодействия для формирования у школьников понимания общекультурных идей УР.
Нами в 2014 г. было проведено исследование, цель которого – определить барьеры реализации идей УР в школьном технологическом образовании. Методы исследования: 1) анкетирование, в котором участвовали 40 учителей технологии из 10 регионов РФ; 2) анализ тематики и содержания ученических проектов, представленных на заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии в 2005–2014 гг. и на Всероссийский конкурс-выставку «Юннат» в 2009–2014 гг.; 3) анализ статей экологической направленности, опубликованных в журнале «Школа и производство» в 2005–2014 гг. и зарубежных публикаций.
Установлено, что подавляющее большинство учителей технологии не имеет адекватного представления об УР и образовании для УР, трактуя эти понятия на обыденном уровне, не дифференцируя с понятием «экологическая направленность технологического образования» и связывая с традиционным для 1990-х годов содержанием экологического образования школьников в рамках различных предметов учебного плана [1]. При этом учителя достаточно критично оценивают эффективность собственной деятельности по реализации экологической направленности технологического образования, отмечая, что это происходит не систематически, фрагментарно, в рамках отдельных тем и уроков и часто сводится к изготовлению поделок из вторичного сырья.
Некоторые учителя (менее 10% опрошенных) связывают УР с непрерывным образованием, интеллектуальным и познавательным развитием учащихся, их умением учиться, применять знания, с творческой деятельностью, что лежит в русле общекультурных идей УР в образовании и свидетельствует об осознании учителями, хотя и на интуитивном уровне, некоторых идей УР. При этом в представлении учителей полностью отсутствует связь между идеями УР и образования для УР с традиционными для предмета «технология» видами деятельности школьников – краеведческими проектами, историческими реконструкциями костюмов, архитектурных объектов, изучением и возрождением региональных ремесел и промыслов, которые отработаны методически и могут стать продуктивными направлениями реализации идей УР средствами этого предмета. Предлагаемые учителями пути реализации идей УР и образования для УР достаточно разнообразны: совершенствование методики обучения, применение личностно-ориентированных технологий, технологий интерактивного обучения, усиление творческой направленности предмета, расширение спектра таких мероприятий, как конкурсы, олимпиады, выставки, научные конференции. Отмечена особая роль межпредметного подхода в обучении. Среди наиболее востребованных учебно-методических и научно-методических материалов на первом месте методические пособия (50% ответов) и системы заданий для учащихся (30%). Учебники считают необходимыми 25% респондентов, при этом выдвигают требование не дублировать материал учебников по экологии, а разрабатывать содержание, задачи и задания в контексте технологического образования и на концептуальной основе межпредметной интеграции.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что учителя технологии не имеют адекватного современным концепциям представления об идеях УР, особенно о его общекультурных идеях. Необходима широкая просветительская работа в профессиональной среде учителей технологии по такому актуальному направлению образования.
В то же время обучение в предметной области «Технология» имеет значительный потенциал реализации идей УР, который связан с накопленным и методически отработанным опытом организации проектной деятельности школьников по таким направлениям, как краеведение, исторические реконструкции костюмов, архитектурных объектов, деятельностью по изучению и возрождению региональных ремесел и промыслов.
В технологическом образовании сельскохозяйственной направленности идеи УР могут быть реализованы через ученические проекты по сортоиспытанию, интродукции новых видов культурных растений, развитию в своем регионе агротуризма [2].
Необходима разработка методических пособий для учителей с разъяснением идей УР и образования для УР и конкретными материалами для организации практической деятельности школьников. Первый шаг, на наш взгляд, связан с совершенствованием организации проектной деятельности школьников – в ученических проектах следует обязательный на сегодня раздел пояснительной записки «Экологическое обоснование проекта» заменить разделом «Вклад проекта в УР».
Анализ зарубежных публикаций позволил нам выделить как наиболее перспективные методику обучения технологии учащихся начальной школы Японии, которые при изготовлении учебных объектов труда осуществляют полный технологический цикл, включая самостоятельное получение исходных материалов – таких, как глина, солома [3], и опыт педагогов Финляндии по реализации идей устойчивого развития на основе междисциплинарного подхода «наука–технология–общество» [4, 6].
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература