Аксиологические основы
подготовки будущих учителей технологии
к профориентационной работе со школьниками
в условиях профилизации обучения
Селезнев В.А.
ФГБОУ ВПО ВГСПУ, г. Волгоград, Россия
Образовательный процесс в педагогическом вузе должен быть направлен на формирование базовой системы ценностей и ценностного сознания студентов. Ценностное отношение является способом отражения действительности в сознании человека. Для эффективной подготовки будущих учителей технологии к профориентационной работе со школьниками в условиях профилизации обучения необходимо сформировать у них адекватное профориентационное сознание. Профориентационное сознание направлено на анализ разных сторон личности учителя и его профориентационной деятельности и призвано определять границы и перспективы личностного смысла профориентационной работы в условиях профилизации обучения, т.е. внутренне мотивированного, индивидуального значения для учителя того или иного профориентационного действия. Оно структурирует вокруг единого личностного «ядра» все многообразие усваиваемых и выполняемых способов профориентационной работы учителя технологии в условиях профилизации обучения. Представляя собой не только систему общих суждений, знаний о профориентационной работе в условиях профилизации обучения, профориентационное сознание является в то же время продуктом исключительно личного опыта, особым механизмом профессионального становления учителя технологии, позволяющим сделать профессиональную ориентацию в условиях профилизации обучения индивидуальной сферой деятельности. Оно позволяет учителю технологии самоопределяться и самореализовываться в профориентационной деятельности в условиях профилизации обучения.
По мнению Э.Н. Гусинского, «Смысл самого термина «ценность»,– указывает на особое значение для человека или сообщества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Ценности – некоторые черты, характеристики реальности (подлинной или воображаемой), относительно которых существует установка глубокого принятия, крайней желательности их воплощения» [1, с. 137].
Профориентационно-педагогические ценности представляют собой относительно устойчивые ориентиры, с которыми учитель технологии соотносит свою профориентационную работу, т.е. идеи, нормы и правила, регламентирующие профориентационную деятельность в условиях профилизации обучения.
На основе классифицикации педагогических ценностей В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова [2; 3] мы выделяем следующие профориентационно-педагогические ценности: ценности-цели, определяющие значение и смысл целей профориентационной работы учителя технологии в условиях профилизации обучения, концепцию личности профессионала в ее многообразных проявлениях в различных видах профориентационной деятельности в условиях профилизации обучения и концепцию Я-профессиональное как источника и результата профессионального самосовершенствования; ценности-средства, определяющие значение и смысл средств и способов осуществления профориентационной работы учителя в условиях профилизации обучения, концепции профориентационно-педагогического общения, профориентационной техники и технологии, профориентационного мониторинга, инновации и др.; ценности-отношения, определяющие значение и смысл отношений (учителя к себе, к ученикам) как основы профориентационной работы учителя технологии в условиях профилизации обучения, концепция собственной профориентационной позиции как совокупности этих отношений; ценности-знания, определяющие значение и смысл психолого-педагогических и профориентационных знаний в профориентационной работе учителя в условиях профилизации обучения, теоретико-методологические знания закономерностей процесса профессионального самоопределения личности, целостного профориентационного процесса, знание психологии и теории профессиональной ориентации, профессиональной педагогики и психологии профессионального самоопределения и др.; ценности-качества, определяющие значение и смысл качеств личности учителя технологии: многообразие взаимосвязанных индивидуальных, личностных, коммуникативных, статусно-позиционных, деятельностно-профессиональных и поведенческих качеств личности учителя технологии как субъекта профориентационной деятельности в условиях профилизации обучения, находящих отражение в специальных способностях (программировать свою деятельность и прогнозировать ее последствия; действовать творчески; соотносить свои цели и действия с целями и действиями других; вырабатывать совместную позицию, сотрудничество; диалогическое мышление и т.д.).
Совокупность профориентационно-педагогических ценностей как норм, регламентирующих профориентационную работу учителя технологии, носит целостный характер и выступает как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся в обществе взглядом на проблемы профессиональной ориентации, с одной стороны, и личностным опытом осуществления профориентационной деятельности учителя технологии в условиях профилизации обучения, с другой.
Система объективно существующих профориентационно-педагогических ценностей образует в сознании учителя индивидуальную систему ценностных ориентаций, моделирующих содержание и характер профориентационной работы учителя технологии со школьниками в условиях профилизации обучения, проявляющихся в реальных профориентационно-ориентированных действиях и поступках, выявляя себя в роли регулятора профориентационной деятельности в условиях профилизации обучения, побуждающего и направляющего эту деятельность. Сознание конкретного учителя строит свою личностную систему профориентационно-педагогических ценностей, элементы которой принимают вид аксиологических функций, к числу которых относятся концепция формирования личности специалиста, представления о себе как профессионале, о технологиях профориентационного процесса, о специфике профориентационного взаимодействия с учащимися в условиях профилизации обучения и др. Объединяющей все другие функцией является индивидуальная концепция смысла профориентационной работы учителя технологии со школьниками в условиях профилизации обучения как стратегия данной деятельности.
Отношение учителя технологии к данным ценностям определяется его личностным опытом, направленностью профориентационной деятельности в условиях профилизации обучения, профориентационно-педагогическим самосознанием, индивидуальным стилем этой деятельности и отражает, таким образом, его внутренний мир.
Степень присвоения личностью этих ценностей зависит от состояния профориентационно-педагогического сознания, так как факт установления ценности той или иной профориентационной идеи, профориентационного явления происходит в процессе ее оценки данной личностью. Критерием такой оценки и ее результатом является обобщенный образ профориентационной деятельности учителя технологии в условиях профилизации обучения, сложившийся на основе психолого-педагогических и профориентационных знаний учителя, результатов его собственной профориентационной работы в условиях профилизации обучения и сопоставления ее с деятельностью других учителей.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература