logo
sbornik / Часть 2

Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.

НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия

Образовательные направления нового поколения предполагают развитие творчески активной личности, желающей и умеющей преобразовывать окружающее на пользу и благо человека. Вместе с этим большую роль играют два фактора: в современном обществе неизбежно происходят перемены в социальной и экономической сферах общества, а результаты производственных революций влияют и на развитие общества в целом. В рамках современного образования развиваются индивидуальные способности каждого ученика. Такая реализация возможна именно в технологическом обучении в форме проектной деятельности учащихся. А если проект базируется на дизайне и этнокультуре, то может получиться современная перспективная разработка ученического объекта или исследования.

Понятие «дизайн» включает различные виды проектной деятельности (идею или замысел, чертеж или рисунок, практическую часть проекта). Выполненный проект в предметной среде обязательно должен учитывать функциональность и эстетику. На протяжении многих столетий развивалось человеческое общество и, следовательно, совершенствовалась, менялась и развивалась среда обитания человека: окружающая природа и ландшафт, постройки, города, заводы, дороги и мосты, здания, жилища и их внутреннее убранство, предметы быта и одежды, инструменты, приборы и машины. Человек всегда стремился к красоте окружающего мира. Еще издавна предметы и строения делались не только утилитарными и удобными, но и красивыми. Самыми разнообразными подходами к конструкции изделий или объектов создавались удивительные их формы. Желание человека создавать прекрасное и удобное привело к появлению дизайна как одного из направлений искусства.

В культуре первобытного человека появились орудия труда и мгновенно появилось необходимое условие сделать их наиболее функциональными и удобными в использовании. Дизайн – это ценная находка для эволюционного развития цивилизации человека, ключ к повышению эстетических и конструктивных особенностей в разных сферах производства. Поэтому дизайн распространяется в разных видах деятельности очень быстро. Если проследить исторический дизайн какого-либо предмета быта в разных регионах, то можно найти один и тот же объект, но различной конструкции, материала и декора, применительно традициям обитания и культуры народов или народностей, населяющих определенную местность (деревянные ковш и ложка, керамический горшок для печи или кувшин). Так, в проекте одной из школьниц Мордовии исследована народная культура плетения фактуры материала из конского волоса в сочетании с крашеной шерстяной пряжей и изготовлены детали женских костюмов-трансформеров в коллекции: съемные фартуки, кокетки, жилеты, головные уборы. Этот вид плетения традиционно применялся в быту кочевыми народами для изготовления конского седла, ковриков, поясов и завязок. Другая школьница представила коллекцию натуральных жилетов из кожи и меха северного оленя, и использовала знаковую вышивку и пробивную перфорацию, бытующую по сей день в одежде северных оленеводов. Характерная особенность этнодизайна – это региональная узнаваемость быта и традиций.

Внутри многонациональной культуры России переплелись традиции различных народов, так как события в стране и во времени приводили к переселению людей и их общению. Несмотря на это, существует глубокая разница культуры и традиций даже в соседнем селе, городе, области или регионе. С самого детства формируются образцы поведения в быту, отношение к природе, труду и сами отношения между людьми среди конкретной среды обитания.

С середины прошлого столетия российское искусство наполнилось новым содержанием этнодизайна. Он необходим в обучении наших школьников, а особенно на уроках технологии в старших классах, чтобы не потерять связующую нить с прошлым. Чтобы еще в раннем школьном возрасте и далее школьники могли уметь модернизировать традиционные известные предметы, придавать им новую эстетику и функциональность, но при этом сохранять народный стиль для того, чтобы привнести в наше компьютерное и промышленное общество ремесленную культуру и традиции при технологиях изготовления арт-объектов из новых материалов, опираясь на традиции, далекие от китча.

Этнодизайн диктует определенные правила создания и модернизирования иных объектов: сбор банка и анализ предметов традиционной культуры, изучение техники и технологии изготовления и декора, стилизация под современные требования быта или интерьера. Для школьников обязательно исследование и изучение цвета и знакового смысла традиционной русской культуры. Отсюда вытекает рост профессиональных возможностей школьников в перспективе.

Таким образом, этнодизайн в наши дни занял достойное место наряду с экологическим дизайном и стилизацией под какой либо период времени, где традиционно используются не только известные материалы (дерево, кожа, шерсть, бумага, джут, хлопок, кость, натуральные ткани, металл), но и современные.

Логическое дизайнерское мышление школьника может сформироваться в процессе создания алгоритмов проектирования и выполнения воображаемого объекта с учетом технологии обработки путем использования новых материалов и других современных технологий, изменения существующей конструкции формы, преобразования структуры поверхности материала, использования других техник и т.д. Учитывая данные прогнозы и перспективы развития дизайна, можно предположить те качества личности, которые преподаватель может воспитать и развить в процессе проектной и практической деятельности на уроках технологии.