Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
НИУ ВШЭ, г. Москва, Россия
Образовательные направления нового поколения предполагают развитие творчески активной личности, желающей и умеющей преобразовывать окружающее на пользу и благо человека. Вместе с этим большую роль играют два фактора: в современном обществе неизбежно происходят перемены в социальной и экономической сферах общества, а результаты производственных революций влияют и на развитие общества в целом. В рамках современного образования развиваются индивидуальные способности каждого ученика. Такая реализация возможна именно в технологическом обучении в форме проектной деятельности учащихся. А если проект базируется на дизайне и этнокультуре, то может получиться современная перспективная разработка ученического объекта или исследования.
Понятие «дизайн» включает различные виды проектной деятельности (идею или замысел, чертеж или рисунок, практическую часть проекта). Выполненный проект в предметной среде обязательно должен учитывать функциональность и эстетику. На протяжении многих столетий развивалось человеческое общество и, следовательно, совершенствовалась, менялась и развивалась среда обитания человека: окружающая природа и ландшафт, постройки, города, заводы, дороги и мосты, здания, жилища и их внутреннее убранство, предметы быта и одежды, инструменты, приборы и машины. Человек всегда стремился к красоте окружающего мира. Еще издавна предметы и строения делались не только утилитарными и удобными, но и красивыми. Самыми разнообразными подходами к конструкции изделий или объектов создавались удивительные их формы. Желание человека создавать прекрасное и удобное привело к появлению дизайна как одного из направлений искусства.
В культуре первобытного человека появились орудия труда и мгновенно появилось необходимое условие сделать их наиболее функциональными и удобными в использовании. Дизайн – это ценная находка для эволюционного развития цивилизации человека, ключ к повышению эстетических и конструктивных особенностей в разных сферах производства. Поэтому дизайн распространяется в разных видах деятельности очень быстро. Если проследить исторический дизайн какого-либо предмета быта в разных регионах, то можно найти один и тот же объект, но различной конструкции, материала и декора, применительно традициям обитания и культуры народов или народностей, населяющих определенную местность (деревянные ковш и ложка, керамический горшок для печи или кувшин). Так, в проекте одной из школьниц Мордовии исследована народная культура плетения фактуры материала из конского волоса в сочетании с крашеной шерстяной пряжей и изготовлены детали женских костюмов-трансформеров в коллекции: съемные фартуки, кокетки, жилеты, головные уборы. Этот вид плетения традиционно применялся в быту кочевыми народами для изготовления конского седла, ковриков, поясов и завязок. Другая школьница представила коллекцию натуральных жилетов из кожи и меха северного оленя, и использовала знаковую вышивку и пробивную перфорацию, бытующую по сей день в одежде северных оленеводов. Характерная особенность этнодизайна – это региональная узнаваемость быта и традиций.
Внутри многонациональной культуры России переплелись традиции различных народов, так как события в стране и во времени приводили к переселению людей и их общению. Несмотря на это, существует глубокая разница культуры и традиций даже в соседнем селе, городе, области или регионе. С самого детства формируются образцы поведения в быту, отношение к природе, труду и сами отношения между людьми среди конкретной среды обитания.
С середины прошлого столетия российское искусство наполнилось новым содержанием этнодизайна. Он необходим в обучении наших школьников, а особенно на уроках технологии в старших классах, чтобы не потерять связующую нить с прошлым. Чтобы еще в раннем школьном возрасте и далее школьники могли уметь модернизировать традиционные известные предметы, придавать им новую эстетику и функциональность, но при этом сохранять народный стиль для того, чтобы привнести в наше компьютерное и промышленное общество ремесленную культуру и традиции при технологиях изготовления арт-объектов из новых материалов, опираясь на традиции, далекие от китча.
Этнодизайн диктует определенные правила создания и модернизирования иных объектов: сбор банка и анализ предметов традиционной культуры, изучение техники и технологии изготовления и декора, стилизация под современные требования быта или интерьера. Для школьников обязательно исследование и изучение цвета и знакового смысла традиционной русской культуры. Отсюда вытекает рост профессиональных возможностей школьников в перспективе.
Таким образом, этнодизайн в наши дни занял достойное место наряду с экологическим дизайном и стилизацией под какой либо период времени, где традиционно используются не только известные материалы (дерево, кожа, шерсть, бумага, джут, хлопок, кость, натуральные ткани, металл), но и современные.
Логическое дизайнерское мышление школьника может сформироваться в процессе создания алгоритмов проектирования и выполнения воображаемого объекта с учетом технологии обработки путем использования новых материалов и других современных технологий, изменения существующей конструкции формы, преобразования структуры поверхности материала, использования других техник и т.д. Учитывая данные прогнозы и перспективы развития дизайна, можно предположить те качества личности, которые преподаватель может воспитать и развить в процессе проектной и практической деятельности на уроках технологии.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература