Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь)
Хорошим помощником педагога в воспитательной работе с учащимися профессионально-технических училищ является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство – это изготовление и художественное украшение предметов быта, которые имеют не только чисто практическое, но и эстетическое значение; это «сокровищница» художественного мышления наших предков.
Понять особенности декоративного образа и совершить переработку реальной формы предметов в декоративную помогают средства декоративного изображения. Для декоративно-прикладного искусства таковыми являются силуэт, линия, ритм, композиция. Процесс обобщения в декоративной работе требует от учащихся применения тех или иных художественных средств, способности чувствовать силу эстетической выразительности изобразительного языка. Большое значение в освоении учащимися профессионально-технических училищ специфических средств изображения, используемых в декоративно-прикладных работах, и применении их в практической творческой деятельности имеет знакомство с конкретными изделиями декоративно-прикладного искусства (при помощи слайдов, репродукций), особенно того региона, где живут и учатся подростки.
Так, например, резьба по дереву в Белоруссии представляет собой одно из самобытных явлений белорусского искусства. Она отражает высокие художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения.
Особенно большими возможностями для использования декоративно-прикладного искусства в воспитании учащихся профессионально-технических училищ располагают внеклассные занятия, так как они позволяют:
организовывать художественно-творческую деятельность подростков в соответствии с их склонностями и интересами;
воздействовать на развитие интересов и потребностей учащихся ПТУ;
организовывать трудовую деятельность на принципах добровольности;
сочетать освоение приёмов художественной обработки материалов с организацией (общественно-полезной деятельности.
Занятия декоративно-прикладными работами обеспечивают последовательность и систематичность воспитательного влияния; создают условия для учёта всех особенностей каждого учащегося; представляют большие возможности для обеспечения педагогического управления процессом воспитания; способствуют интенсивному развитию эмоциональной сферы личности.
Занятия в кружке «Резьба по дереву» позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы ребят, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед ними постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.
Творческое решение учащихся ПТУ, занимающихся в кружке «Резьба по дереву», направляется впечатлениями, полученными от знакомства с изделиями мастеров резьбы по дереву (а это один из видов «чужого опыта»). Если такой «чужой опыт» преподносится педагогом, понимающим возрастные особенности восприятия, то активность творчества ребят резко возрастает.
При систематическом изучении изделий мастеров резьбы по дереву в непосредственной практической деятельности происходит обогащение сенсорного опыта подростков, усвоение ими таких художественных эталонов, как форма, композиция, развивается познавательный интерес, наблюдательность, художественный вкус, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.
Творческое воображение развивается по мере того, как учащиеся постепенно накапливают знания и вырабатывают необходимые для творческой деятельности умения и навыки. Необходимо обогащать память подростков новыми образами, которые в дальнейшем могли бы послужить материалом для творческой переработки.
Воображение учащихся тесно взаимосвязано с их эмоциональным состоянием. Без переживания не создаётся ни одно произведение творческого характера. Чувства влияют на познавательную активность и на повышение самостоятельности в творческой деятельности. Эмоциональное состояние подростков во время творческой работы предполагает два существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения, эмоциональное переживание от самого процесса резьбы [1].
Опыт работы автора показал, что практические занятия резьбой по дереву развивают у подростков фантазию, творческое мышление, чувство ритма, равновесия, целостности, чувствование материала. В процессе самостоятельной практической деятельности у них формируются навыки эстетических оценок, умение видеть красоту предметов, наслаждаться ею, воспитывается потребность активно вносить красоту в свою жизнь, приобретаются навыки самостоятельного творчества.
Работа над декоративным образом природного мотива требует от ребят умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. В процессе обобщения предметов и явлений действительности кружковец одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием, т.е. это познание реальности, заключающееся в обобщении предметов и явлений, выявление общего в них при отвлечении от других свойств и сторон этих предметов и явлений. Такой путь создания изделий, украшенных резьбой по дереву положительно сказывается на умственном воспитании учащихся [2].
В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у подростков формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.
Работа над резным изделием разделяется на несколько этапов. Сначала идёт ознакомление с изделиями мастеров и на этой основе теоретическое обоснование и разработка новых форм и декоративных образов. Духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практическим трудом по воплощению изделия в материале (в дереве). В свою очередь, этот вид труда сменяется новой формой деятельности – практическо-духовной, когда изготовленный предмет декорируется резьбой, где соединяются значительные усилия с интеллектуальным поиском – творческим мыслительным процессом [2].
В результате перемены характера труда подросток испытывает духовное удовлетворение, выражающееся в форме эстетических переживаний. Физические и духовные способности личности развиваются во взаимосвязи, цельно.
Опыт работы автора убеждает в том, что на занятиях кружка «Резьба по дереву» руководитель, формируя у ребят устойчивый интерес к поиску и творческому труду, должен строго соблюдать педагогический такт и уважение к личности учащегося. Не следует категорически отклонять разработанные ребятами композиции для украшения изделия резьбой, спешить с высказыванием своего мнения по поводу целесообразности других вариантов. В место этого полезно с помощью наводящих вопросов и советов побуждать их к самостоятельным размышлениям и поискам наиболее оригинальных композиций, организовывать встречи, беседы экскурсии, просмотры фильмов. От сильных впечатлений у ребят возникают мысленные образы, рождаются замыслы, которые они хотели бы воплотить в реальные изделия.
Как показали исследования, необходимо создавать и поддерживать на кружковых занятиях обстановку, в которой ребята чувствовали бы себя мастерами. В таких условиях кружковцы учатся самостоятельно преодолевать трудности, образно мыслить, проявлять находчивость, смекалку и выдумку. Руководителю кружка, оценивая работу учащихся, следует отмечать их достижения и недостатки, ставить новые, более трудные и интересные задачи, создавая тем самым ситуации поиска. Следует учить кружковцев самостоятельности в выполнении творческих заданий, умению создавать конструктивно новые объекты, выбирать материал, структура которого наиболее удачно подчеркнет выразительность создаваемого изделия.
Также важно пробуждать и поддерживать их стремления к:
самостоятельному решению технологических задач;
усовершенствованию какой-либо части уже известного изделия или изделия целиком;
созданию композиций резного украшения.
Таким образом, занятия в кружке «Резьба по дереву» способствуют развитию общей культуры подростков, развивают их индивидуальность, познавательную активность, наблюдательность, зрительную память, самостоятельность, аналитическое и образное мышление.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература