logo
sbornik / Часть 2

Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь)

Хорошим помощником педагога в воспитательной работе с учащимися профессионально-технических училищ является декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство – это изготовление и художественное украшение предметов быта, которые имеют не только чисто практическое, но и эстетическое значение; это «сокровищница» художественного мышления наших предков.

Понять особенности декоративного образа и совершить переработку реальной формы предметов в декоративную помогают средства декоративного изображения. Для декоративно-прикладного искусства таковыми являются силуэт, линия, ритм, композиция. Процесс обобщения в декоративной работе требует от учащихся применения тех или иных художественных средств, способности чувствовать силу эстетической выразительности изобразительного языка. Большое значение в освоении учащимися профессионально-технических училищ специфических средств изображения, используемых в декоративно-прикладных работах, и применении их в практической творческой деятельности имеет знакомство с конкретными изделиями декоративно-прикладного искусства (при помощи слайдов, репродукций), особенно того региона, где живут и учатся подростки.

Так, например, резьба по дереву в Белоруссии представляет собой одно из самобытных явлений белорусского искусства. Она отражает высокие художественные вкусы народа, его любовь к прекрасному, тончайшее техническое мастерство, смелость воображения.

Особенно большими возможностями для использования декоративно-прикладного искусства в воспитании учащихся профессионально-технических училищ располагают внеклассные занятия, так как они позволяют:

Занятия декоративно-прикладными работами обеспечивают последовательность и систематичность воспитательного влияния; создают условия для учёта всех особенностей каждого учащегося; представляют большие возможности для обеспечения педагогического управления процессом воспитания; способствуют интенсивному развитию эмоциональной сферы личности.

Занятия в кружке «Резьба по дереву» позволяют успешно решать дидактические задачи по развитию самостоятельности и творческой инициативы ребят, так как в процессе изготовления различных изделий декоративного характера перед ними постоянно возникают технологические трудности, требующие принятия нужных решений.

Творческое решение учащихся ПТУ, занимающихся в кружке «Резьба по дереву», направляется впечатлениями, полученными от знакомства с изделиями мастеров резьбы по дереву (а это один из видов «чужого опыта»). Если такой «чужой опыт» преподносится педагогом, понимающим возрастные особенности восприятия, то активность творчества ребят резко возрастает.

При систематическом изучении изделий мастеров резьбы по дереву в непосредственной практической деятельности происходит обогащение сенсорного опыта подростков, усвоение ими таких художественных эталонов, как форма, композиция, развивается познавательный интерес, наблюдательность, художественный вкус, способность к эстетическому восприятию окружающего мира.

Творческое воображение развивается по мере того, как учащиеся постепенно накапливают знания и вырабатывают необходимые для творческой деятельности умения и навыки. Необходимо обогащать память подростков новыми образами, которые в дальнейшем могли бы послужить материалом для творческой переработки.

Воображение учащихся тесно взаимосвязано с их эмоциональным состоянием. Без переживания не создаётся ни одно произведение творческого характера. Чувства влияют на познавательную активность и на повышение самостоятельности в творческой деятельности. Эмоциональное состояние подростков во время творческой работы предполагает два существенных компонента: эмоциональное переживание от объекта изображения, эмоциональное переживание от самого процесса резьбы [1].

Опыт работы автора показал, что практические занятия резьбой по дереву развивают у подростков фантазию, творческое мышление, чувство ритма, равновесия, целостности, чувствование материала. В процессе самостоятельной практической деятельности у них формируются навыки эстетических оценок, умение видеть красоту предметов, наслаждаться ею, воспитывается потребность активно вносить красоту в свою жизнь, приобретаются навыки самостоятельного творчества.

Работа над декоративным образом природного мотива требует от ребят умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. В процессе обобщения предметов и явлений действительности кружковец одновременно отвлекается от целого ряда других их признаков, сторон, которыми они отличаются друг от друга. Такое мысленное отвлечение называется абстрагированием, т.е. это познание реальности, заключающееся в обобщении предметов и явлений, выявление общего в них при отвлечении от других свойств и сторон этих предметов и явлений. Такой путь создания изделий, украшенных резьбой по дереву положительно сказывается на умственном воспитании учащихся [2].

В результате преобразования материалов в декоративные формы и образы у подростков формируются художественные и трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности.

Работа над резным изделием разделяется на несколько этапов. Сначала идёт ознакомление с изделиями мастеров и на этой основе теоретическое обоснование и разработка новых форм и декоративных образов. Духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практическим трудом по воплощению изделия в материале (в дереве). В свою очередь, этот вид труда сменяется новой формой деятельности – практическо-духовной, когда изготовленный предмет декорируется резьбой, где соединяются значительные усилия с интеллектуальным поиском – творческим мыслительным процессом [2].

В результате перемены характера труда подросток испытывает духовное удовлетворение, выражающееся в форме эстетических переживаний. Физические и духовные способности личности развиваются во взаимосвязи, цельно.

Опыт работы автора убеждает в том, что на занятиях кружка «Резьба по дереву» руководитель, формируя у ребят устойчивый интерес к поиску и творческому труду, должен строго соблюдать педагогический такт и уважение к личности учащегося. Не следует категорически отклонять разработанные ребятами композиции для украшения изделия резьбой, спешить с высказыванием своего мнения по поводу целесообразности других вариантов. В место этого полезно с помощью наводящих вопросов и советов побуждать их к самостоятельным размышлениям и поискам наиболее оригинальных композиций, организовывать встречи, беседы экскурсии, просмотры фильмов. От сильных впечатлений у ребят возникают мысленные образы, рождаются замыслы, которые они хотели бы воплотить в реальные изделия.

Как показали исследования, необходимо создавать и поддерживать на кружковых занятиях обстановку, в которой ребята чувствовали бы себя мастерами. В таких условиях кружковцы учатся самостоятельно преодолевать трудности, образно мыслить, проявлять находчивость, смекалку и выдумку. Руководителю кружка, оценивая работу учащихся, следует отмечать их достижения и недостатки, ставить новые, более трудные и интересные задачи, создавая тем самым ситуации поиска. Следует учить кружковцев самостоятельности в выполнении творческих заданий, умению создавать конструктивно новые объекты, выбирать материал, структура которого наиболее удачно подчеркнет выразительность создаваемого изделия.

Также важно пробуждать и поддерживать их стремления к:

Таким образом, занятия в кружке «Резьба по дереву» способствуют развитию общей культуры подростков, развивают их индивидуальность, познавательную активность, наблюдательность, зрительную память, самостоятельность, аналитическое и образное мышление.