logo
sbornik / Часть 2

Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.

МБОУ Гимназия № 22, г. Белгород, Россия

Творчество – высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Художественное творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и других. Проявление творчества характерно для ребёнка с самого раннего возраста, так как творчество – норма детского развития. Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создаёт свой индивидуальный стиль деятельности, способен к самосовершенство­ванию, самовоспитанию.

Художественные ремесла – это творчество, которое является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. В нем проявляются закономерности эстетического отношения человека и искусства к действительности, общие у него со скульптурой, живописью, архи­тектурой, танцем, музыкой и т.д.

Художественное богатство, совершенство среды, в которой живет и действует человек, определяется не только и не столько количеством внесенных в нее элементов убранства. Важно, насколько целесообразно и глубоко элементы убранства соответствуют данной обстановке, тому особому ее общественному содержанию, настроению, которые продиктованы утилитарными и духовными потребностями людей. Художественные элементы не просто украшают обстановку, а усиливают, обогащают, развивают ее художественно-образное содержание, выразительность.

Именно поэтому для каждого класса в программе «Технология» предусмотрены разделы «Художественные ремёсла», и каждая девочка может испытать свои возможности и выявить свои способности в любом из направлений рукоделия.

В 5 классе это – лоскутная пластика, один из традиционных видов народного творчества. Мастерицы разных народов в технике лоскутной мозаики выполняли различные полезные для дома вещи. В 5 классе начинается приобщение девочек к одному из самых древних видов декоративного искусства – вышивке. Использование вышивки в народном и современном костюме, предметах обихода и сувенирах поистине беспредельно, как и возможности развить при занятиях художественно-эстетические качества у девочек. В 6 классе рукоделие выражается в одном из наиболее распространенных видов узорного искусства – вязании (на спицах и крючком). В 7 классе для изучения подраздела «Художественные ремёсла» предлагается ручная роспись тканей, вышивание счётными швами, по свободному контуру, гладь, также вышивание атласными лентами.

Каждая из тем раздела «Создание изделий из текстильных материалов» даст поистине безграничные возможности развивать творческий потенциал ребенка, формировать его вкус, воспитывать чувство прекрасного.

Художественное детское творчество, проявляемое в трудовой деятельности, имеет свою специфику. Оно существенно отличается от творчества взрослых. В творческой деятельности школьников главной продолжает оставаться педагогическая проблема – преодоление у ребят формального отношения к выполняемой работе, формирование у них установки на перевод выполняемого задания на творческий уровень. Иначе говоря, речь идет, прежде всего, о воспитании у учащихся определенной готовности к самостоятельной творческой деятельности. Такой подход необходим в любом виде деятельности.

Следует отметить, что художественные творческие проявления у подростков являются неосознан­ными, вызванными не целенаправленным стремлением к совершенствованию трудовой деятельности и окружающих условий, а эпизодическими обстоятельствами, важнейшими из которых являются соревнования, конкурсы, подготовка изделий к выставкам и др.

Чтобы у школьника развивались художественные творческие умения, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества через уроки технологии.