logo
sbornik / Часть 2

Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.

УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития – ученые и политики, предприниматели и педагоги все чаще говорят о наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь уже довольно сложно представить без использования информационных технологий. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования [1].

Одна из приоритетных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, «вооружить» его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру.

Жизнь не только предъявляет к школе новые требования, но и предоставляет ей некоторые инструменты для решения новых задач. Главными среди них являются новые педагогические технологии и поддерживающие их средства ИКТ.

Использование информационных компьютерных технологий расширяет возможности учителя в выборе материалов и форм учебной деятельности, повышает эффективность урока, делает его ярким и увлекательным, информационно и эмоционально насыщенным.

Мультимедийные презентации как форма информационных компьютерных технологий являются популярным способом профессионального самовыражения учителя. Они могут отвечать самым разным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала.

Процесс трудового обучения является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютери­зация трудового обучения, позволяет облегчить доступ к информации и сократить время изучения.

Мультимедийная презентация – способ предъявления творчески переработанной учителем, адаптированной для определенного возраста учащихся информации в виде логически завершенной подборки слайдов по определенной теме. Мультимедийная презентация базируется на использовании аудиовизуальных возможностей компьютерных технологий [2, с. 20].

По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала.

Однако чрезмерное увлечение мультимедийными технологиями без соответствующей методической подготовки может приводить к педагогическим ошибкам, снижающим эффективность их применения.

Презентации могут быть использованы при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Презентации-опросы содержат вопросы-задачи, адресованные ученикам, в них могут быть включены материалы, отображающие ключевые эксперименты пройденной темы или демонстрирующие изученное физическое явление. Вопрос к ученику содержится в заголовке слайда, комментарии и пояснения к рисункам даются учителем по ходу презентации. Подобные презентации-опросы могут быть рассчитаны на фронтальный устный опрос учащихся или фронтальный индивидуальный письменный опрос (контрольная работа, письменная проверочная работа, самостоятельная работа).

Несомненно, использование медиапрезентаций оптимизирует деятельность учителя, упрощает подготовку преподавателя к уроку в будущем. Возможность распечатать необходимые слайды решает проблему тиражирования дидактического раздаточного материала к уроку.

Помимо данного программного продукта, на уроке с целью активизации познавательной деятельности учащихся можно использовать и другие средства ИКТ.

С целью контроля знаний учитель может использовать различные открытые тестовые системы или оболочки для создания новых тестов по теме или изменения существующих. Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме. От преподавателей ПК выгодно отличают абсолютная объективность в оценке знаний, а также то, что машины не раздражаются, не подвержены влия­нию настроения и самочувствия, не испытывает разочарования со слабыми учениками. Со стороны учащихся наблюдается повышение ответственности в подготовке к уроку, а также активизация познавательной деятельности учеников, так как при таком способе контроля знаний требуется не только знать основной мате­риал, но и уметь рассуждать, делать умозаключения. При этом производятся все мыслительные операции.

Использование ИКТ на уроках позволяет в полной мере реализовывать основные принципы активизации познавательной деятельности: принцип равенства позиций, принцип доверительности, принцип обратной связи, принцип занятия исследовательской позиции.

Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий, можно сделать вывод, что использование информационных компьютерных технологий:

Таким образом, эффективность уроков обслуживающего труда можно значительно повысить, применяя на уроках ИКТ, которые оказывают комплексное воздействие и помогают реализовать одновремен­но как технологический, так и коммуникативный подходы к овладению всеми аспектами трудового обучения, учитывая при этом индивидуально-психологические особенности класса и уровень его обученности.