Шмелева а.С., Беляева м.И.
НовГУ им. Ярослава Мудрого, г. Великий Новгород, Россия
Для успешной адаптации в современном обществе человек должен обладать развитыми творческими способностями, однако многие исследования подтверждают, что выпускники школ не всегда обладают выраженным уровнем творческого мышления. В связи с этим одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогут подросткам не только овладеть определенными знаниями, умениями и навыками в той или иной сфере деятельности, но и развивать их творческие способности. Важную роль в решении данной задачи могут сыграть уроки технологии.
Практика показывает, что для учителя такая задача, как развитие творческих способностей учащихся является наиболее сложной и трудно реализуемой. С одной стороны, нужно для каждого учащегося создать такие условия, которые позволят ему творчески подойти к решению различных проблем, с другой стороны, это должно происходить в рамках утвержденных стандартов и образовательных программ. Именно поэтому правильно выбранные методы и формы обучения помогают учителю определить ту возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным в рамках учебной программы. На наш взгляд, уроки технологии полностью подходят для реализации этой идеи.
В науке известно, что творчество – это деятельность человека, направленная на создание нового, оригинального продукта в какой-либо сфере, а творческие способности – это, в первую очередь, способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи [1]. Особое место в развитии творческих способностей принадлежит тем методам, которым присущи элементы новизны, инновационных идей, опыта творчества. Это особенно необходимо учитывать на уроках технологии, так как процесс изготовления любого изделия начинается с выполнения эскизов, зарисовок, выбора вариантов композиций, разработка конструкции моделей, ее моделирования [2].
Существует множество методов, раскрывающих и развивающих творческие способности школьников в процессе обучения технологии. Рассмотрим один из них – технику «Квиллинг».
Квиллинг – это искусство бумагокручения. Его называют также бумажной филигранью. Техника квиллинга действительно сродни ювелирному искусству и заключается в скручивании в спирали полос бумаги различной длины и ширины, придании этим спиралям нужной формы и создании из них композиций.
Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 – начале 15 века. Квиллинг широко известен и популярен как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.
В России, как и во многих других странах, квиллинг стал популярен не так давно. Однако сегодня последователей этой техники уже довольно много. В школах, детских садах, домах творчества и арт-студиях проводят выставки, конкурсы и мастер-классы по квиллингу. Простые в изготовлении открытки и украшения не требуют больших временных затрат, но благодаря своей ажурности и легкости смотрятся всегда оригинально. Причудливые узоры, составленные из простых элементов, способны не только украсить самодельную открытку или подарок, но и стать необычным акцентом в интерьере. В технике квиллинг выполняют как плоские композиции, так и объемные изделия: сувениры, игрушки, украшения, даже бижутерию. По праву считается, что квиллинг – это технология, позволяющая учащимся увидеть необычные возможности обычной бумаги [3, 4].
Обучение этой технике школьников на уроках технологии будет полезным, так как у детей занятия квиллингом развивают моторику рук и усидчивость, аккуратность, трудолюбие, терпение, умение слушать и работать в коллективе. А самое главное, что во время работы раскрывается творческий потенциал каждого ребёнка, пробуждается воображение и создаются условия для психологической релаксации. Действительно, изготавливая композиции в технике «бумажной филиграни», можно почувствовать себя волшебником, создающим нечто необычайно красивое и изысканное.
Занятие по квиллингу учитель технологии может спланировать следующим образом: в начале можно рассказать учащимся основные этапы развития этой техники, после этого подготовить инструменты для работы и провести инструктаж по технике безопасности, затем показать, как изготавливаются основные элементы, необходимые для выполнения задуманной поделки. При этом техника изготовления элементов квиллинга достаточно проста: необходимо накрутить полоску бумаги на стержень инструмента или зубочистку, затем снять накрученную бумагу. Дать бумаге немного ослабнуть и «завитушка» немного раскрутится. После этого приклеить кончик полоски к «завитушке». При этом клея нужно нанести совсем немного. Получается исходная форма – круг. Из него можно сделать различные элементы, достаточно защипнуть с одной стороны и получится капля, если защипнуть и с другой стороны – получится глаз. Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.
Учащиеся могут выполнить творческую работу самостоятельно или объединившись группами. Сложность этой работы зависит от того, в каком классе учатся школьники, ведь на первых этапах занятий учащиеся изготавливают совсем не сложные поделки, вырабатывая у себя навык выполнения, который будет им необходим в старших классах, а затем переходят к работам повышенной сложности от оформления открыток к изготовлению объемных композиций. Школьники также могут изготовить изделия в технике квиллинг разной сложности. Например, украсить альбом, рамку для фотографии, сделать ёлочную игрушку, картину или шкатулку.
Законченные работы могут быть использованы для дома, оформления интерьера школьного кабинета или выставок. Общественное значение результатов творческой деятельности школьников играет определяющую роль в их эстетическом воспитании. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Техника квиллинг предоставляет уникальную возможность соединить трудовую подготовку с эстетическим воспитанием, без которого школьникам невозможно добиться высокой культуры труда. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, стимулирует потребность в последующей созидательной деятельности, формирует у школьников эстетическое отношение к труду, учит ценить красоту, что, несомненно, является показателями актуализации творческого потенциала учащихся.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература