logo
sbornik / Часть 2

Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

На современном этапе человек, его жизнь и здоровье определяются как высокие человеческие ценности, поскольку именно они являются показателем цивилизованности общества, главным критерием эффективности деятельности всех его сфер. Перед обществом стоят актуальные задачи его развития, которые предусматривают формирование и развитие у молодого поколения устойчивого стремления к сохранению и укреплению своего здоровья.

Считаем, что здоровье является важнейшим показателем экономической, социальной, духовной норм развития общества и тесно связано с интеллектуальным развитием общества, науки, культуры, образования, физического воспитания и спорта [1]. Можно сказать, что здоровье является важнейшим ресурсом устойчивого развития любого общества, более того, здоровье ‑ это основа культурного и цивилизованного развития всего мирового сообщества.

Проблема здоровьесохранения молодежи ‑ это важнейшая задача государства и общества. В последние годы, как отмечает И.Л. Левина, здоровьесохраняющая деятельность все интенсивнее проникает в учебно-воспитательный процесс учебных заведений всех типов и уровней [2, с. 30].

Занятия в высшем учебном заведении, по нашему убеждению, нужно строить таким образом, чтобы не только укрепить здоровье студентов, но и сформировать у них здоровьесохраняющие компетенции. Формирование здоровьесохранения студентов высшего профессионального образования рассматривается нами как сложный интегральный процесс, характеризующийся наличием знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления здоровьесохраняющей деятельности, способствует саморазвитию, самообразованию студентов, их адаптации в условиях изменяющейся внешней среды и эффективному овладению профессиональными навыками в условиях целостного образовательного процесса ВУЗа.

Система формирования у студентов здоровьесохраняющих компетенций включает следующие взаимосвязанные функциональные элементы [3, с. 354]:

1. Цели педагогической системы образования в области здоровья (готовность студента к личностно-профессиональной деятельности в сфере здоровьесохранения).

2. Профессорско-преподавательский состав (культура здоровья педагога высшей школы, компетентность в вопросах здоровья).

3. Информационная обеспеченность образования в области здоровья. Мы считаем, что учебная и научная информация по вопросам здоровья и ЗОЖ должна носить опережающий характер.

4. Средства педагогической коммуникации. Отличительной чертой средств педагогической коммуникации, направленных на повышение качества подготовки будущих педагогов в сфере здоровьесбережения, является использование технологий обучения и воспитания, способствующих профилактике информационных стрессов и неврозов у студентов. В качестве элементов таких технологий нами используются тренинги, чередование видов учебной деятельности, методы психофизиологической разгрузки и другие формы психологического сопровождения для развития направленности студентов на формирование здоровьесохранения, создание благоприятного психологического микроклимата в учебном процессе.

5. Контингент студентов. Активность студентов как субъектов формирования здоровьесохраняющих компетенций достигается за счет определенных условий. Например, привлечение к научно-исследовательской работе по здоровьесохраняющей тематике, проведение совместных с преподавателями научно-практических конференций; использование творческих задач; применение системы деловых игр в области формирования ЗОЖ, а также в процессе самооценки образа жизни и составления индивидуальных программ коррекции факторов риска.

6. Оценочный компонент предполагает оценку результатов функционирования модели формирования у будущих инженеров этих компетенций. В целом, результат образовательной системы заключается в развитии у студентов физических, психических, функциональных свойств личности; творческой готовности к новой профессиональной роли специалиста образования.

Создание здоровьесохраняющей среды в ВУЗе предполагает постановку и решение следующих основных задач [4, с. 115]:

1. Создание здоровьесохраняющей инфраструктуры в вузе, что обеспечивает нормативные санитарно-гигиенические условия проживания, питания, воспитания и обучения студентов.

2. Внедрение здоровьесохраняющих технологий и рациональная организация учебно-воспитательного процесса. Гигиенический контроль инновационных методов и средств обучения и воспитания.

3. Обеспечение условий для активного отдыха студентов и преподавателей, занятий физической культурой и спортом.

4. Обеспечение системы комплексного профилактического медицинского обслуживания преподавателей и студентов. Подразумевает осуществление медико-физиологического, социологического и психолого-педагогического контроля за состоянием здоровья субъектов образовательного процесса.

Формирование здоровьесохраняющих знаний, умений и навыков в условиях педагогического ВУЗа должно осуществляться на всех уровнях от ректора до студента. Субъектами управления педагогическим процессом формирования названных компетенций будут выступать: ректор, проректор, декан, заведующий кафедрой, профессор, доцент преподаватель, куратор, студент.

Следовательно, эффективность работы по здоровьесохранению будущих инженеров-педагогов зависит как от приоритетов вузовского образования, общей цели учебного заведения, так и от индивидуальных усилий каждого из участников образовательного процесса.