Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
УО БарГУ, г. Барановичи, Республика Беларусь
Возрождение традиций этнохудожественной культуры, сохранение и передача новым поколениям основ национального мировоззрения, организация педагогического процесса на принципах этнопедагогики – одна из значимых проблем современности [3, с. 45].
Ярким достоянием национальной культуры Беларуси является национальная одежда. Сформированная в результате долгих и сложных процессов развития материальной и духовной культуры народа, она более чем другие сферы быта отражает национальную специфику белорусов. Поэтому считается, что после речи национальная одежда – важнейший этнический признак [2, с. 70].
Рассмотрение искусства национального белорусского женского костюма как целостной системы знаний, умений и понятий на основе теоретической и практической творческой деятельности является мощным средством современного образования и воспитания. Именно женский костюм с наибольшей яркостью и полнотой воплощает художественное мышление народа, богатство его фантазии, развитость вкуса и чувство меры. Он – наиболее яркая и убедительная часть рукотворного наследия белорусского народа [2, с. 71].
Исследованием этнохудожественной культуры и белорусских национальных костюмов занимались О.А Лобачевская, Г. Начаева, Л.А. Молчанова, М.Ф. Романюк, С.А. Рыбакова, И.Ю. Смирнова.
В настоящее время актуальна индивидуализация образования, учет этнопринадлежности обучаемого, знание этнопсихологии, что позволяет учитывать особенности обучаемого и избирать те способы воздействия, которые несут наибольший педагогический эффект [1, с. 67].
На основании вышеизложенного, особый смысл приобретает опора на народную педагогику при формировании этнохудожественной культуры учащихся, в основе которой лежит тонкое понимание механизмов развития личности в естественных жизненных условиях, где совместная деятельность детей и родителей обеспечивает преемственность поколений [3, с. 68]. В связи с этим назрела необходимость исследования условий формирования этнохудожественной культуры школьников в процессе создания эскизов молодежной женской одежды на основе белорусских национальных традиций на уроках трудового обучения. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: разработать технологию проектирования эскизов молодежной женской одежды (в качестве творческой работы), включающую теоретические основы творческого проектирования, формообразования и композиции, процессы эскизирования, направленные на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образа; апробировать технологию проектирования эскизов молодежной женской одежды с учащимися на уроках трудового обучения.
Исследование по данной проблеме проводилось в 9-х классах ГУО «СШ № 21», г. Барановичи.
На начальном этапе исследования с учащимися было проведено творческое анкетирование с целью изучения их этнохудожественной культуры. Анкета предлагалась до и после экспериментально-творческой работы.
На следующем этапе происходило апробирование разработанной технологии проектирования эскизов одежды с элементами белорусского народного костюма.
Структуру проведенной работы можно представить следующим образом. В начале урока происходило объяснение нового материала, использовались объяснительно-иллюстративный метод, метод беседы, диспута. Учащимся предлагался материал для осмысления истории белорусского народного костюма; особенностей национальных костюмов по регионам; стилей исторических костюмов; теоретических основ творческого проектирования, формообразования и композиции; процессов эскизирования, направленных на переосмысление первоисточника и создание нового художественного образа. Информация предоставлялась в готовом виде в процессе проведения занятия, показа наглядного ряда, использования видеоматериала, презентации, т.е. учитель различными способами организовывал восприятие материала. Следующий этап работы представляет собой анализ костюмов-подлинников с точки зрения формообразования, композиции и конструкции. Перед учащимися ставится задача изучить эстетику формы под углом зрения исторической эпохи, что необходимо для осознания художественного образа произведения. На данном этапе учащиеся зарисовывают понравившиеся им силуэты костюмов, выбирают цветовую гамму, фактуру. После сбора материала учащиеся приступают к последнему этапу работы – эскизированию. Эскизы должны соответствовать следующим требованиям: отражать характер, пластику, конструкцию формы, цветовое решение модели; нести ярко выраженный художественный образ и передавать стилевые особенности первоисточника; представлять креативное решение поставленной задачи, созвучное современности.
После внедрения вышеизложенной технологии вновь было проведено анкетирование, которое выявило более широкие и глубокие знания о белорусском национальном костюме, а также то, что данный вид деятельности вызывает у учащихся живейший интерес к белорусской культуре.
Таким образом, полученные результаты проведенного исследования показывают, что в процессе создания эскизов молодежной женской одежды на основе белорусских национальных традиций на уроках трудового обучения у школьников формируется этнохудожественная культура.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература