logo
sbornik / Часть 2

Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.

ГУО МОИРО, г. Минск, Республика Беларусь

В настоящее время основной социокультурный заказ, прежде всего, ориентирован на становление педагога как специалиста-профессионала, активного участника культурной технологической жизнедеятельности. Современная педагогическая деятельность призвана выступать средством транслирования положительных моделей успешного человековедческого общения, сотворчества и саморазвития, идея преобразования и транслирования. Культурный учитель – это подготовленный специалист, обладающий профессиональной позицией и успешно выполняющий функции: 1) создания и обогащения культурно-информационной, предметно-развивающей образовательной среды; 2) реализации концептуальных основ образования; 3) преобразования знаний с учётом личностно-смысловой направленности; 4) выбора ценностных оснований содержания знаний; 5) применения личностно-развивающих педагогических технологий [6]. По мнению Ю.В. Сенько [7], если в основе любой профессиональной культуры находится паттерн или матрица, формирующая её ядро, то в педагогической – это профессиональный образ мира педагога, конституирующий и определяющий ценностно-смысловые координаты, предмет, онтологические представления об образовательной деятельности, методологические ориентиры и позиционность.

При этом позиционность следует понимать как положение, расположение (от лат. positio), открытое или скрытое представление своего отношения к тому, что происходит [1, с. 65]. Специалисты выделяют позиционные положения педагогов по отношению к возможности и ценности успешно управлять, транслировать культурные образцы своей деятельности. Где успех появляется тогда, когда организация деятельности опирается на основные направления и прогнозируемые результаты его развития. Считают, что педагог на определённом этапе, определяющем развитие карьеры, выходит на позицию педагога-мастера, профессионала, педагога-эксперта, способен анализировать свою деятельность с личностной, предметной и метапредметной позиций [3].

В частности, А.М. Новиков относительно уровней профессиональной деятельности специалиста образования раскрыл позиции: исполнителя, активного работника, творческого работника [5]. С точки зрения Ю.В. Громыко [2], современные представления об успешной работе педагога предполагают набор профессиональных позиций: инструкционного дизайнера, эпистемолога, семиотика, герменевта, логика, апоретика. Данные позиции обусловливают становление методических позиций сценариста, конструктора, семиотехника, эпистемотехника, культуротехника, инноватора, операционализатора и процедуризатора педагогической работы, проектировщика форм учебно-обучающей деятельности, продюсера учебно-обучающей страницы [2]. А.В. Хуторской полагает [8], что все учителя – менеджеры, руководители процесса обучения. Причём, каждый учитель должен быть готов модернизировать образовательные ситуации; а работая в направлении продуктивности своей деятельности, ‑ привнести авторский контекст, отразить профессиональную позицию [3].

Учитель трудового обучения нами рассматривается в позиции специалиста, владеющего качеством стимулирования учащихся на успешную технологическую, проектно-преобразовательную деятельность. Очевидно, в этом процессе должна прослеживаться проектно-технологическая система, ориентирующая на саморазвитие, достижение упорядоченности всех культурных профессиональных действий. Тем самым, собственный образ мира учителя трудового обучения как представление о качественном, должном и успешном предопределяет культурно ориентированный процесс обучения учащихся. Учебный предмет «Трудовое обучение» выступает в качестве средства, позволяющего накопление культурно ориентированного опыта профессиональной деятельности.

Таким образом, педагогическая культура учителя трудового обучения как в тактическом, так и стратегическом планах, может выступать как практика осуществления культурно-деятельностных актов, реализуемых при помощи общеметодологического и педагогического инструментария, обеспечивающего развитие эффективного профессионального опыта. При этом, по В.В. Краевскому [4], педагогически адаптированный опыт изоморфен по структуре человеческой культуре, раскрываемой через содержание образования: опыт познания, опыт культурной организации и опыт преобразования деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности. Это означает, что уровень развития педагогической культуры определяется опытом успешного разрешения педагогических проблем. Следовательно, мы определяем требования к профессиональной позиционности, характеризуя позиции учителя трудового обучения в системе саморазвития его педагогической культуры: 1) культурно ориентированный педагогический опыт (основывается на выполнении и реализации общепедагогических требований, задач; предполагает возможность создания продуктов педагогической деятельности по образцу-аналогу готовых), соответствует позиции опытного педагога и педагога-методиста; 2) опыт владения культурным способом деятельности (характеризует проектный процесс разработки поисковых и конструирования новых, авторских педагогических образцов культуры действий), определяет позицию педагога-исследователя и педагога-проектировщика; 3) опыт распространения культурных образцов педагогической деятельности (определяет процесс предъявления, тиражирования и рекламы авторских педагогических образцов), адекватен позиции педагога-имиджмейкера.

Установленные позиции отражают степень саморазвития педагогической культуры учителя трудового обучения в условиях системной технологической и педагогической практики, определяют меру привлечения творческого профессионального ресурса. Профессиональная деятельность как предметно-ориентированная, одухотворённая, обеспечиваемая культурной технологической практикой позволит соблюдение лучших педагогических традиций, развиваемых в условиях культурологической парадигмы образования, когда необходимы принятие новых ценностей, готовность к реконструкциям, творческому преобразованию, целостности.