logo
sbornik / Часть 2

Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.

УО БГУИР, г. Минск, Республика Беларусь

Современное общество находится под воздействием мощных процессов глобализации, быстрых изменений условий жизни и переосмысления стратегий развития человечества. Поэтому возникает необходимость в своевременной модернизации системы образования, от успешного функционирования которой зависит путь развития всего общества.

В настоящее время состояние системы образования характеризуется быстрым устареванием знаний, интенсивной информатизацией общества и постоянным обновлением содержания преподаваемых дисциплин, что требует пересмотра существующих подходов к организации образовательного процесса.

Под инновацией в образовательном процессе следует понимать введение нового в содержание обучения (методы, методики, технологии, формы), которое вносит значительные изменения характера познавательной деятельности и стиля мышления у учащихся, формирование у них инновационных компетенций.

Главной целью инновационной деятельности преподавателя (ИДП) является развитие его творческих способностей, переход от репродуктивного типа деятельности к самостоятельному поиску новых методических решений, разработка собственных инновационных методик, а также реализующих их средств обучения. К основным формам и методам инновационного обучения относятся: интерактивные технологии, включающие в себя имитационные (проблемная лекция, кейс-стади), интегративные технологии и компьютерные технологии. Кейс – это специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, на основе которой можно успешно формировать социально-значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умению работать в команде, осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации.

ИПД структурно охватывает взаимосвязанные компоненты как внешние (цель, средства достижения, объект воздействия, субъекты деятельности, результат), так и внутренние (мотивация, содержание) и включает ряд функций: гностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую. К отличительным чертам ИДП относятся новизна в постановке целей и задач; оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач; разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса; способность сознательно изменять и развивать себя в соответствии с требованиями времени.

Выделяют [3] такие структурные компоненты ИДП, как ценностно-мотивационный, когнитивно-информационный, операционно-деятельностный, креативный, научно-исследовательский, технологический и рефлексивный. Положительная мотивация к ИД определяется профессиональным интересом, сформированностью целей собственной ИД, восприимчивостью к нововведениям, выраженной потребностью в создании и применении нового, повышением педагогического мастерства. Когнитивно-информационный компонент отражает всю совокупность профессиональных знаний преподавателя (психолого-педагогические, конкретно-предметные, методические, специальные). Операционно-деятельностный компонент представляет собой комплекс умений и навыков преподавателя по применению современных форм, методов, средств и технологий обучения и воспитания в структуре собственной профессиональной деятельности. Данный компонент предусматривает диагностирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, реализацию педагогических новшеств. Креативный компонент проявляется через открытость педагогических инноваций, гибкость, критичность мышления, творческое воображение. Научно-исследовательский компонент определяется как познавательная деятельность преподавателя, направленная на открытие новых педагогических знаний. Технологический компонент предопределяет технологическую готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности в виде наличия достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы в вузе. Рефлексивный компонент реализуется через такие рефлексивные процессы, как самопонимание и понимание другого, самооценки и оценки другого. Одним из эффективных средств рефлексии является обмен опытом.

Интерес педагога к ИД может быть обусловлен самыми разными факторами, среди которых недовольство используемыми методиками и результатами своей работы, переосмысление и качественно новый взгляд на профессию и свое место в ней, желание самосовершенствования. В этом случае большую помощь преподавателю оказывают участие в научно-методических семинарах и конференциях (с привлечением опытных педагогов-новаторов, разработчиков авторских программ обучения, создателей учебных пособий), стажировки при соответствующих научно-исследовательских центрах и институтах, участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают преподаватели разных кафедр.

Однако в результате ИД преподаватель сталкивается и с целым рядом проблем. С одной стороны, использование современных методов ИД полезно для его профессионального развития, востребованности на рынке труда, повышения самооценки; с другой стороны, инновация – деятельность, сопряженная с преодолением ряда трудностей, способных привести человека к кризису профессионального развития. В этом случае на первый план выступает психологическая готовность преподавателя к ИД, а также поддержка его стремлений со стороны руководства.

Особо хочется сказать о молодых преподавателях, которые, как правило, овладевают азами профессии по примеру своих более старших коллег. Это позволяет в определенной степени освоить «классический» опыт, но вряд ли поможет им использовать инновационные подходы и методики, которые становятся все более актуальными и значимыми в контексте современных требований. Поэтому в первую очередь необходимо внедрять инновационные подходы в процесс подготовки будущих учителей и преподавателей в систему повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов, что приводит к переориентации всех форм и ступеней системы образования.

Эффективность ИДП в значительной степени зависит от взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Система отношений, возникающих при ИД, направлена на становление субъектно-субъектных отношений между преподавателем и студентом, а не субъектно-объектных, как это было ранее. В этом случае значительно повышается роль личностно ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса, совсем иной становится и роль преподавателя, который перестает быть основным носителем знаний в виду развития современных информационных сетей и технологий. От преподавателя требуется стать наставником, который дает установку и определяет направление самостоятельной работы студента, помогает ему ориентироваться в большом количестве информации, учит правильной работе с ней, а также умению самостоятельно контролировать уровень усвоения того или иного материала.

В заключение скажем, что основным критерием оценки ИДП является качество обучения в вузе, что выражается в готовности и способности его выпускников к эффективной профессиональной деятельности.