Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
УО БГУИР, г. Минск, Республика Беларусь
Современное общество находится под воздействием мощных процессов глобализации, быстрых изменений условий жизни и переосмысления стратегий развития человечества. Поэтому возникает необходимость в своевременной модернизации системы образования, от успешного функционирования которой зависит путь развития всего общества.
В настоящее время состояние системы образования характеризуется быстрым устареванием знаний, интенсивной информатизацией общества и постоянным обновлением содержания преподаваемых дисциплин, что требует пересмотра существующих подходов к организации образовательного процесса.
Под инновацией в образовательном процессе следует понимать введение нового в содержание обучения (методы, методики, технологии, формы), которое вносит значительные изменения характера познавательной деятельности и стиля мышления у учащихся, формирование у них инновационных компетенций.
Главной целью инновационной деятельности преподавателя (ИДП) является развитие его творческих способностей, переход от репродуктивного типа деятельности к самостоятельному поиску новых методических решений, разработка собственных инновационных методик, а также реализующих их средств обучения. К основным формам и методам инновационного обучения относятся: интерактивные технологии, включающие в себя имитационные (проблемная лекция, кейс-стади), интегративные технологии и компьютерные технологии. Кейс – это специально подготовленный материал с описанием конкретной проблемы, на основе которой можно успешно формировать социально-значимые навыки: способность к анализу, принятию решений, умению работать в команде, осуществлять самостоятельный поиск необходимой информации.
ИПД структурно охватывает взаимосвязанные компоненты как внешние (цель, средства достижения, объект воздействия, субъекты деятельности, результат), так и внутренние (мотивация, содержание) и включает ряд функций: гностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую. К отличительным чертам ИДП относятся новизна в постановке целей и задач; оригинальность применения ранее известных и использование новых методов решения педагогических задач; разработка новых концепций, содержания деятельности, педагогических технологий на основе гуманизации и индивидуализации образовательного процесса; способность сознательно изменять и развивать себя в соответствии с требованиями времени.
Выделяют [3] такие структурные компоненты ИДП, как ценностно-мотивационный, когнитивно-информационный, операционно-деятельностный, креативный, научно-исследовательский, технологический и рефлексивный. Положительная мотивация к ИД определяется профессиональным интересом, сформированностью целей собственной ИД, восприимчивостью к нововведениям, выраженной потребностью в создании и применении нового, повышением педагогического мастерства. Когнитивно-информационный компонент отражает всю совокупность профессиональных знаний преподавателя (психолого-педагогические, конкретно-предметные, методические, специальные). Операционно-деятельностный компонент представляет собой комплекс умений и навыков преподавателя по применению современных форм, методов, средств и технологий обучения и воспитания в структуре собственной профессиональной деятельности. Данный компонент предусматривает диагностирование, прогнозирование, проектирование, конструирование, реализацию педагогических новшеств. Креативный компонент проявляется через открытость педагогических инноваций, гибкость, критичность мышления, творческое воображение. Научно-исследовательский компонент определяется как познавательная деятельность преподавателя, направленная на открытие новых педагогических знаний. Технологический компонент предопределяет технологическую готовность педагога к осуществлению инновационной деятельности в виде наличия достаточного количества учебно-методической литературы и современной материально-технической базы в вузе. Рефлексивный компонент реализуется через такие рефлексивные процессы, как самопонимание и понимание другого, самооценки и оценки другого. Одним из эффективных средств рефлексии является обмен опытом.
Интерес педагога к ИД может быть обусловлен самыми разными факторами, среди которых недовольство используемыми методиками и результатами своей работы, переосмысление и качественно новый взгляд на профессию и свое место в ней, желание самосовершенствования. В этом случае большую помощь преподавателю оказывают участие в научно-методических семинарах и конференциях (с привлечением опытных педагогов-новаторов, разработчиков авторских программ обучения, создателей учебных пособий), стажировки при соответствующих научно-исследовательских центрах и институтах, участие в коллективной экспериментально-исследовательской работе в рамках общей проблемы, над которой работают преподаватели разных кафедр.
Однако в результате ИД преподаватель сталкивается и с целым рядом проблем. С одной стороны, использование современных методов ИД полезно для его профессионального развития, востребованности на рынке труда, повышения самооценки; с другой стороны, инновация – деятельность, сопряженная с преодолением ряда трудностей, способных привести человека к кризису профессионального развития. В этом случае на первый план выступает психологическая готовность преподавателя к ИД, а также поддержка его стремлений со стороны руководства.
Особо хочется сказать о молодых преподавателях, которые, как правило, овладевают азами профессии по примеру своих более старших коллег. Это позволяет в определенной степени освоить «классический» опыт, но вряд ли поможет им использовать инновационные подходы и методики, которые становятся все более актуальными и значимыми в контексте современных требований. Поэтому в первую очередь необходимо внедрять инновационные подходы в процесс подготовки будущих учителей и преподавателей в систему повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов, что приводит к переориентации всех форм и ступеней системы образования.
Эффективность ИДП в значительной степени зависит от взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса. Система отношений, возникающих при ИД, направлена на становление субъектно-субъектных отношений между преподавателем и студентом, а не субъектно-объектных, как это было ранее. В этом случае значительно повышается роль личностно ориентированного подхода в организации учебно-воспитательного процесса, совсем иной становится и роль преподавателя, который перестает быть основным носителем знаний в виду развития современных информационных сетей и технологий. От преподавателя требуется стать наставником, который дает установку и определяет направление самостоятельной работы студента, помогает ему ориентироваться в большом количестве информации, учит правильной работе с ней, а также умению самостоятельно контролировать уровень усвоения того или иного материала.
В заключение скажем, что основным критерием оценки ИДП является качество обучения в вузе, что выражается в готовности и способности его выпускников к эффективной профессиональной деятельности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература