Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь, Республика Беларусь
В современных социально-экономических условиях технологическое образование постепенно меняет свои формы, содержание, методы преподавания. Практическая направленность обучения предъявляет определенные требования к содержанию учебных дисциплин, их учебно-методическому обеспечению. Выявление общего в читаемых курсах, использование межпредметных связей в учебном процессе позволяет устанавливать логическую связь между предметами, наращивать фундамент знаний и умений, обеспечивать целостность и непрерывность содержания образования.
Наиболее полно такой подход реализуется при подготовке учителей по направлению «Физика и технология». Одной из основных задач, стоящих перед высшей школой, является подготовка грамотных специалистов, владеющих профессией, обладающих необходимыми компетенциями:
познавательно-информационными;
социально-трудовыми;
коммуникативными;
личностного самоопределения, которые позволяют грамотно решать проблемные вопросы и ситуации, возникающие в профессиональной деятельности.
Компетентность является интегративным качеством специалиста, владеющего разносторонними знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо обеспечить формирование у студентов следующих групп компетенций:
академических компетенций, включающих теоретические знания и эмпирические умения по изученным дисциплинам, способность оперировать научными категориями с целью познания сущности предмета;
социально-личностных компетенций, включающих культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства и умение следовать им;
профессиональных компетенций, включающих знания и умения формулировать проблемы на основе современных методологических подходов, решать исследовательские и учебные задачи, моделировать и проектировать учебный процесс, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.
Одной из основополагающих дисциплин, формирующих профессиональные компетенции учителей технологии, является физика. При подготовке специалистов с высшим образованием актуальной является задача формирования целостного взгляда на природу единой физической картины мира [4].
Научной базой при формировании знаний и умений будущего учителя технологии является механика, изучающая закономерности простейшей формы движения – относительного перемещения макротел в пространстве с течением времени.
Важным разделом механики является статика – одна из древнейших наук, описывающих поведение твердых тел, не изменяющих состояние своего движения, и условия равновесия тел, находящихся в покое под действием приложенных к ним сил. В настоящее время из школьной программы по физике фактически исключен раздел «Статика». Однако в учебных мастерских в основном используются статические модели. В связи с этим в курсе общей физики необходимо уделить внимание законам статики, что позволит сформировать у будущего учителя технологии необходимые базовые знания.
В молекулярной физике рассматривают явления, обусловленные совокупным действием огромного числа непрерывно движущихся частиц, из которых состоят тела, и вводят понятие температуры, которая является количественной мерой этого движения [2].
Термодинамика рассматривает теплоту как род какого-то внутреннего движения, но не конкретизирует, что это за движение. Поэтому, приступая к изучению молекулярной физики и термодинамики, теплофизических свойств материалов, используемых на уроках труда, вводят новые понятия, которые до этого не встречались – теплота и работа [3].
Не менее важным в профессиональной подготовке учителей технологии является изучение электродинамики, и особенно ее практическое применение при решении задач. Решение конкретных физических задач является практической основой для закрепления теоретического курса. Однако их решение требует не только знаний соответствующего раздела физики, но и серьезного методического подхода.
Таким образом, в процессе профессиональной подготовки будущего учителя технологии физика играет значительную роль. С целью повышения качества профессиональной подготовки дидактически целесообразно осуществлять прикладную направленность изложения физики [1].
В содержание механику целесообразно включить ультразвуковые методы обработки и контроля качества при очитке, сварке, пайке материалов, использование ультразвука в порошковой металлургии, методы обработки древесины пульсирующим давлением, вибрационную обработку.
При изучении молекулярной физики и термодинамики следует уделять внимание молекулярному строению полимеров, методам обработки и сварки пластмасс, тепловым методам обработки материалов.
В электродинамике целесообразно обратить внимание на электромагнитные методы при изготовлении и обработке материалов: электроэрозионный, электрогидравлический, электрохимический, электроконтактный, плазменную обработку. Магнитные методы обработки можно представить электромагнитным обжигом, магнитно-абразивным резанием и полированием, упрочняющей магнитной обработкой, термической обработкой в магнитном поле.
Использование оптических явлений в технике достаточно эффективно изучать на основе закономерностей лазерной обработки материалов, интерференционными методами контроля качества поверхности изделий фотоэлектрическими и тепловыми измерениями.
При изложении физики атома и атомного ядра в качестве технических примеров использования физики микрочастиц можно привести неразрушающие методы дефектоскопии изделий, использование ионизирующих излучений.
Таким образом, использование прикладного материала в курсе физики формирует у будущих учителей технологии научный фундамент для изучения в дальнейшем цикла специальных дисциплин, способствует формированию у них профессиональной компетентности.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература