logo
sbornik / Часть 2

Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.

ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина

Реформирование системы образования в современных условиях выдвигает ряд существенных требований к подготовке учителей технологического (трудового обучения) старшей школы с учетом тех задач, которые выдвигают современные экономические реалии, в частности, создание и функционирование фермерских хозяйств на Украине.

Для этих агроформирований необходимы совсем не те рабочие и управленческие кадры, которых готовили в условиях советской системы образования. Изменения касаются как субъектов экономической деятельности, так и участников учебно-воспитательного процесса. В современных условиях нужен не просто работник, выполняющий свои обязанности по предварительно разработанным инструкциям, а профессионал, который в свою деятельность внесет элементы инициативы и творчества, способствующие повышению производительности труда.

В то же время, как подчеркивают многие исследователи, подготовка молодого поколения к работе в аграрной сфере существенно отстает от требований современного этапа развития общества. Настоятельным стало требование производить больше экологически чистой продукции с наименьшими затратами и высокого качества.

Мы пришли к выводу, что система подготовки кадров для сельской местности во всех учебных заведениях в 80–2000-х годах была узкопрофильной, а труд условно подразделяли на исполнительский и управленческий. Считали, например, что есть тракторист, который управляет трактором, и должен быть руководитель, который управляет трактористом. Жизнь показала, что именно в фермерских хозяйствах в одном лице объединяются функции исполнительские и управленческие. Сегодня также стало очевидным, что практика углубленного разделения труда в сельском хозяйстве и соответствующая ей система подготовки узкоспециализированных работников (например, тракторист, водитель, чему можно научить за несколько дней), себя не оправдала. Можно предположить, что это был один из факторов отчуждения сельских работников от земли и потеря ими самостоятельности.

Опыт высокоразвитых стран свидетельствует и убеждает, что на земле должен работать, творить и создавать сельскохозяйственную продукцию работник с универсальной подготовкой, который умеет принимать решения широкого круга вопросов, объединяя исполнительские и управленческие функции.

Исходя из вышеизложенного, в условиях широкого развития предпринимательства, приоритетной задачей учителей технологий старшей школы при работе в сельской местности является воспитание раскрепощенного, свободного человека, не отчужденного от земли, знакомого с экономикой, агротехникой и основами ведения фермерского хозяйства в целом.

Разделяем точку зрения Т.С. Рахметова, который в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что творческий потенциал будущего фермера должен формироваться еще со школьных лет [1].

Анализ литературных источников по теме исследования показал, что теория и практика подготовки студентов ВУЗов и учащихся профессионально-технических училищ к работе в фермерских хозяйствах не нашли широкого отображения в трудах ученых-педагогов.

Теоретические основы подготовки к труду обучающихся, производственно-экономическая деятельность в процессе трудовой и политехнической подготовки исследовались в трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.С. Нисимчука, И.А. Сасовой и других ученых.

Рассмотрим лишь некоторые педагогические аспекты подготовки учителей трудового обучения старшей школы в контексте проведения современных экономических реформ в аграрной сфере Украины, в частности, при организации фермерских хозяйств.

Изучая теоретико-методологические вопросы функционирования в развитых странах мира фермерских хозяйств, преподаватели должны акцентировать внимание студентов на том обстоятельстве, что фермеры, которые успешно работают на земле, должны принимать самостоятельные решения широкого круга вопросов – не только технологии и организации производства, закупки ресурсов, выбора структуры производства, но и сбыта продукции, использования прибыли, финансирования и пр. Высокая эффективность работы фермерских хозяйств свидетельствует о том, что расходы на соответствующее обучение кадров – наиболее рациональное использование денежных средств.

Нами было также выяснено, что в учебниках, по которым проводится подготовка будущих учителей технологии, вопросам изучения агро- и зоотехнологий в фермерских хозяйствах не уделяется должного внимания. Это ведь не случайно в недалеком прошлом, в условиях плановой системы хозяйствования, на селе основными производителями сельскохозяйственной продукции были колхозы и совхозы, а относительно частного предпринимательства в аграрной сфере утверждали, что это характерно для стран Запада.

Считаем, что на современном этапе, в условиях становления и развития фермерских хозяйств как одной из форм аграрного бизнеса в Украине, в программы подготовки будущих учителей трудового обучения старшей школы необходимо вводить новые учебные дисциплины и темы отдельных занятий, которые ранее были больше свойственны аграрным вузам. К ним, например, следует отнести изучение будущими учителями таких важных вопросов, как энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве, технологии производства и переработки продукции животноводства и растениеводства, современное экологическое земледелие и животноводство и другие.

В связи с вышеизложенным для производственников и работников отрасли образования представляет большой интерес подготовка кадров для фермерских хозяйств в других странах мира, в частности в Германии [2].

В процессе подготовки будущего учителя трудового обучения преподаватели должны также разъяснять студентам политические, социально-экономические, психологические и социальные аспекты фермерства в современных условиях.

Таким образом, становление и внедрение новых форм хозяйствования в современных условиях в Украине требует коренного пересмотра подготовки кадров для аграрной сферы, в том числе и учителей трудового обучения для сельских школ.