Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
ГНПУ им. А. Довженко, г. Глухов, Украина
Реформирование системы образования в современных условиях выдвигает ряд существенных требований к подготовке учителей технологического (трудового обучения) старшей школы с учетом тех задач, которые выдвигают современные экономические реалии, в частности, создание и функционирование фермерских хозяйств на Украине.
Для этих агроформирований необходимы совсем не те рабочие и управленческие кадры, которых готовили в условиях советской системы образования. Изменения касаются как субъектов экономической деятельности, так и участников учебно-воспитательного процесса. В современных условиях нужен не просто работник, выполняющий свои обязанности по предварительно разработанным инструкциям, а профессионал, который в свою деятельность внесет элементы инициативы и творчества, способствующие повышению производительности труда.
В то же время, как подчеркивают многие исследователи, подготовка молодого поколения к работе в аграрной сфере существенно отстает от требований современного этапа развития общества. Настоятельным стало требование производить больше экологически чистой продукции с наименьшими затратами и высокого качества.
Мы пришли к выводу, что система подготовки кадров для сельской местности во всех учебных заведениях в 80–2000-х годах была узкопрофильной, а труд условно подразделяли на исполнительский и управленческий. Считали, например, что есть тракторист, который управляет трактором, и должен быть руководитель, который управляет трактористом. Жизнь показала, что именно в фермерских хозяйствах в одном лице объединяются функции исполнительские и управленческие. Сегодня также стало очевидным, что практика углубленного разделения труда в сельском хозяйстве и соответствующая ей система подготовки узкоспециализированных работников (например, тракторист, водитель, чему можно научить за несколько дней), себя не оправдала. Можно предположить, что это был один из факторов отчуждения сельских работников от земли и потеря ими самостоятельности.
Опыт высокоразвитых стран свидетельствует и убеждает, что на земле должен работать, творить и создавать сельскохозяйственную продукцию работник с универсальной подготовкой, который умеет принимать решения широкого круга вопросов, объединяя исполнительские и управленческие функции.
Исходя из вышеизложенного, в условиях широкого развития предпринимательства, приоритетной задачей учителей технологий старшей школы при работе в сельской местности является воспитание раскрепощенного, свободного человека, не отчужденного от земли, знакомого с экономикой, агротехникой и основами ведения фермерского хозяйства в целом.
Разделяем точку зрения Т.С. Рахметова, который в своем диссертационном исследовании подчеркивает, что творческий потенциал будущего фермера должен формироваться еще со школьных лет [1].
Анализ литературных источников по теме исследования показал, что теория и практика подготовки студентов ВУЗов и учащихся профессионально-технических училищ к работе в фермерских хозяйствах не нашли широкого отображения в трудах ученых-педагогов.
Теоретические основы подготовки к труду обучающихся, производственно-экономическая деятельность в процессе трудовой и политехнической подготовки исследовались в трудах П.Р. Атутова, С.Я. Батышева, А.С. Нисимчука, И.А. Сасовой и других ученых.
Рассмотрим лишь некоторые педагогические аспекты подготовки учителей трудового обучения старшей школы в контексте проведения современных экономических реформ в аграрной сфере Украины, в частности, при организации фермерских хозяйств.
Изучая теоретико-методологические вопросы функционирования в развитых странах мира фермерских хозяйств, преподаватели должны акцентировать внимание студентов на том обстоятельстве, что фермеры, которые успешно работают на земле, должны принимать самостоятельные решения широкого круга вопросов – не только технологии и организации производства, закупки ресурсов, выбора структуры производства, но и сбыта продукции, использования прибыли, финансирования и пр. Высокая эффективность работы фермерских хозяйств свидетельствует о том, что расходы на соответствующее обучение кадров – наиболее рациональное использование денежных средств.
Нами было также выяснено, что в учебниках, по которым проводится подготовка будущих учителей технологии, вопросам изучения агро- и зоотехнологий в фермерских хозяйствах не уделяется должного внимания. Это ведь не случайно в недалеком прошлом, в условиях плановой системы хозяйствования, на селе основными производителями сельскохозяйственной продукции были колхозы и совхозы, а относительно частного предпринимательства в аграрной сфере утверждали, что это характерно для стран Запада.
Считаем, что на современном этапе, в условиях становления и развития фермерских хозяйств как одной из форм аграрного бизнеса в Украине, в программы подготовки будущих учителей трудового обучения старшей школы необходимо вводить новые учебные дисциплины и темы отдельных занятий, которые ранее были больше свойственны аграрным вузам. К ним, например, следует отнести изучение будущими учителями таких важных вопросов, как энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве, технологии производства и переработки продукции животноводства и растениеводства, современное экологическое земледелие и животноводство и другие.
В связи с вышеизложенным для производственников и работников отрасли образования представляет большой интерес подготовка кадров для фермерских хозяйств в других странах мира, в частности в Германии [2].
В процессе подготовки будущего учителя трудового обучения преподаватели должны также разъяснять студентам политические, социально-экономические, психологические и социальные аспекты фермерства в современных условиях.
Таким образом, становление и внедрение новых форм хозяйствования в современных условиях в Украине требует коренного пересмотра подготовки кадров для аграрной сферы, в том числе и учителей трудового обучения для сельских школ.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература