logo
sbornik / Часть 2

Золотарев в.Б., Клапп а.В.

ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», г. Елец, Россия

При реализации учебного процесса его качество напрямую зависит от квалификации педагога, который должен знать не только содержание учебных курсов, но и методику обучения этим кур­сам. В свою очередь, качество методики зависит от знания законов функ­ционирования процесса обучения.

Процесс обучения – это взаимодействие двух сторон: обучающей (пе­дагога) и обучаемой (обучающегося). Педагог воздействует на обучающе­гося в совокупности с особенностями изучаемого курса, материально-тех­ническим и учебно-методическим оснащением учебного процесса. После­дние компоненты отражаются в его сознании. Степень адекватности отра­жения зависит от квалификации педагога. Следовательно, учебный процесс представляет собой связь, иначе говоря, обмен потоками. Эти потоки, в основном, информационные, так как их составляющими будет являться учебная информация.

К связям процесса обучения можно применить все основные характеристики связи. Они могут быть прочные, средние, слабые. Безусловно, что прочные связи определят устойчивую систему обучения. Количество передаваемой учебной информации в единицу времени определит степень мощности связи, обусловливающей учебный процесс. Относительная виртуальность связей обучающей и обучаемой сторон подтверждается, как правило, реакцией обучаемой стороны и вос­принимается как нечто неосязаемое.

Связь «педагог – обучающийся» имеет различные проявления, что обусловлено многогранностью процесса обучения.

По силе воздействия связи учебного процесса в основном являются несимметричными, потому что прямая и обратная связь не равны друг другу. Воздействие педагога на обучающегося чаще всего не равно по силе воздействию учащегося на педагога.

По частоте проявления связи педагогического процесса могут быть как постоянными, так и стохастическими. Постоянство связей определя­ется алгоритмом обучения. Педагог постоянно воздействует на обучающегося на этапе подачи-восприятия учебной информации, постоянно проявляется обратная связь на этапе контроля качества знаний. В то же время на этих этапах могут возникать и стохастические связи в виде спон­танной реакции на непредвиденную ситуацию как со стороны обучаю­щихся, так и со стороны педагога.

По количеству адресатов связи процесса обучения могут прояв­ляться как адресные (индивидуальный опрос, индивидуальная коррек­ция и т.п.), так и диффузные (чтение лекции большой аудитории).

По своему назначению в процессе обучения возникают связи стро­ения, которые формируют структуру процесса обучения; связи порож­дения обуславливают процесс формирования знаний, умений, навыков, компетенций; связи управления образуют и поддерживают структуру про­цесса обучения.

В учебном процессе, как в любой системе управления, связи подраз­деляют на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные (иерархические) связи обеспечивают властное управление педагога обучающимися, горизонтальные – координируют деятельность обучающихся. По времени проявления связи учебного процесса могут быть одновременными и рас­пределенными. Одновременное проявление прямой и обратной связи про­исходит на занятиях, где идет активное общение педагога и обучающегося (учебная беседа). Но чаще связи происходят в разное время. На лекции реализуется прямая связь, на контроле качества знаний – обратная.

Связи процесса обучения по направлению движения потока так­же разнообразны. Учитывая доминирующий статус педагога, прямыми связями считаются воздействие педагога на обучающихся, обратными – воздействие обучающихся на педагога.

Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к управляющей системе (педагогу), но и к управляемой системе (обучающимся). В связи с этим различают следующие виды обратной связи:

Внутренняя обратная связь может обеспечиваться как педагогом (или заменяющими его техническим средствами), так и обучающимся (в виде самоконтроля). Самоконтроль возникает как замена контроля педагога по мере продвижения обучающегося по этапам усвоения учебного материала.

Важно еще, что обратная связь стимулирует развитие мотивации познавательной деятельности у обучающихся. Функция контроля успешно выполняется только в том случае, когда внугренняя обратная связь, осуществляемая педагогом, производится с учётом потребности обучающегося в ней. В частности, если обучающийся уверен в правильности своей деятельности и она протекает успешно, то информация о ходе процесса будет лишь отвлекать его, что может привести к снижению мотивации обучения. И наоборот, если обучающийся неуверен в правильности своих действий, а фактически они верны, педагог должен дать информацию о ходе процес­са. В этом случае подтверждение правильности своих действий вызывает чувство удовлетворения у обучающегося, повышает его желание работать дальше и способствует запоминанию выполняемых действий.

Благодаря обратной связи, регулирование процесса обучения мо­жет осуществляться реагированием на изменения ситуации на протяже­нии всего процесса обучения. При подаче учебной информации педагог реагирует на восприятие обучающимися учебного материала и корректи­рует свои действия. Адекватная коррекция позволяет избежать отклоне­ний в управляемом процессе.

Совокупность внутренней и внешней связей характеризует иерар­хические связи (связи управления). Они функционируют в системах управления, чем и является процесс обучения. Наличие отрицательной обратной связи делает систему устойчивой.

Анализ учебного процесса показал, что причины искажения учеб­ной информации, которая проходит по каналу связи, следующие:

  1. Низкая квалификация педагога, который недостаточно знает учеб­ный материал и плохо владеет материально-техническим оснащением.

  2. Низкий уровень обучаемости обучающихся, который не позволя­ет адекватно воспринять учебную информацию и преобразовать ее в со­ответствии с поставленной задачей.

  3. Неадекватная конкретной педагогической ситуации обучающая технология.

Анализ научной литературы и педагогического опыта пока­зали: чем сильнее искажение учебной информации, тем выше мощность потока обратной связи, тем сильней должно быть корректирующее воз­действие. С точки зрения экономических затрат, мощное обратное воз­действие является высоко затратным, так как предполагает сильное от­ветное действие, на которое требуются временные и прочие затраты. По­этому основной задачей организации канала передачи учебной информа­ции является уменьшение мощности обратного воздействия.

Чтобы предугадать уровень обратной связи, которая определяется прямым воздействием обучающей технологии, какие компоненты влия­ют на нее, обратимся к обобщенной модели канала передачи учебной ин­формации. Эта модель демонстрирует зависимость обратной реакции студенческой аудитории от ее обучаемости, квалификации педагога, логической структуры учебного курса и материально-технического оснащения учебного процесса.

Все выделенные компоненты являются составляющими педагогичес­кой ситуации, а уровень обратной связи – это ее комплексная характеристика. Применение информационно-коммуникационных обучающих технологий позволяет существенно снизить отрицательное воздействие обратной связи на процесс усвоения материала.