Золотарев в.Б., Клапп а.В.
ФГБОУ ВО «ЕГУ им. И.А. Бунина», г. Елец, Россия
При реализации учебного процесса его качество напрямую зависит от квалификации педагога, который должен знать не только содержание учебных курсов, но и методику обучения этим курсам. В свою очередь, качество методики зависит от знания законов функционирования процесса обучения.
Процесс обучения – это взаимодействие двух сторон: обучающей (педагога) и обучаемой (обучающегося). Педагог воздействует на обучающегося в совокупности с особенностями изучаемого курса, материально-техническим и учебно-методическим оснащением учебного процесса. Последние компоненты отражаются в его сознании. Степень адекватности отражения зависит от квалификации педагога. Следовательно, учебный процесс представляет собой связь, иначе говоря, обмен потоками. Эти потоки, в основном, информационные, так как их составляющими будет являться учебная информация.
К связям процесса обучения можно применить все основные характеристики связи. Они могут быть прочные, средние, слабые. Безусловно, что прочные связи определят устойчивую систему обучения. Количество передаваемой учебной информации в единицу времени определит степень мощности связи, обусловливающей учебный процесс. Относительная виртуальность связей обучающей и обучаемой сторон подтверждается, как правило, реакцией обучаемой стороны и воспринимается как нечто неосязаемое.
Связь «педагог – обучающийся» имеет различные проявления, что обусловлено многогранностью процесса обучения.
По силе воздействия связи учебного процесса в основном являются несимметричными, потому что прямая и обратная связь не равны друг другу. Воздействие педагога на обучающегося чаще всего не равно по силе воздействию учащегося на педагога.
По частоте проявления связи педагогического процесса могут быть как постоянными, так и стохастическими. Постоянство связей определяется алгоритмом обучения. Педагог постоянно воздействует на обучающегося на этапе подачи-восприятия учебной информации, постоянно проявляется обратная связь на этапе контроля качества знаний. В то же время на этих этапах могут возникать и стохастические связи в виде спонтанной реакции на непредвиденную ситуацию как со стороны обучающихся, так и со стороны педагога.
По количеству адресатов связи процесса обучения могут проявляться как адресные (индивидуальный опрос, индивидуальная коррекция и т.п.), так и диффузные (чтение лекции большой аудитории).
По своему назначению в процессе обучения возникают связи строения, которые формируют структуру процесса обучения; связи порождения обуславливают процесс формирования знаний, умений, навыков, компетенций; связи управления образуют и поддерживают структуру процесса обучения.
В учебном процессе, как в любой системе управления, связи подразделяют на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные (иерархические) связи обеспечивают властное управление педагога обучающимися, горизонтальные – координируют деятельность обучающихся. По времени проявления связи учебного процесса могут быть одновременными и распределенными. Одновременное проявление прямой и обратной связи происходит на занятиях, где идет активное общение педагога и обучающегося (учебная беседа). Но чаще связи происходят в разное время. На лекции реализуется прямая связь, на контроле качества знаний – обратная.
Связи процесса обучения по направлению движения потока также разнообразны. Учитывая доминирующий статус педагога, прямыми связями считаются воздействие педагога на обучающихся, обратными – воздействие обучающихся на педагога.
Информация о ходе процесса усвоения должна поступать не только к управляющей системе (педагогу), но и к управляемой системе (обучающимся). В связи с этим различают следующие виды обратной связи:
внешнюю (информация идёт от обучающегося к педагогу);
внутреннюю (информация идёт от обучающегося к обучающемуся).
Внутренняя обратная связь может обеспечиваться как педагогом (или заменяющими его техническим средствами), так и обучающимся (в виде самоконтроля). Самоконтроль возникает как замена контроля педагога по мере продвижения обучающегося по этапам усвоения учебного материала.
Важно еще, что обратная связь стимулирует развитие мотивации познавательной деятельности у обучающихся. Функция контроля успешно выполняется только в том случае, когда внугренняя обратная связь, осуществляемая педагогом, производится с учётом потребности обучающегося в ней. В частности, если обучающийся уверен в правильности своей деятельности и она протекает успешно, то информация о ходе процесса будет лишь отвлекать его, что может привести к снижению мотивации обучения. И наоборот, если обучающийся неуверен в правильности своих действий, а фактически они верны, педагог должен дать информацию о ходе процесса. В этом случае подтверждение правильности своих действий вызывает чувство удовлетворения у обучающегося, повышает его желание работать дальше и способствует запоминанию выполняемых действий.
Благодаря обратной связи, регулирование процесса обучения может осуществляться реагированием на изменения ситуации на протяжении всего процесса обучения. При подаче учебной информации педагог реагирует на восприятие обучающимися учебного материала и корректирует свои действия. Адекватная коррекция позволяет избежать отклонений в управляемом процессе.
Совокупность внутренней и внешней связей характеризует иерархические связи (связи управления). Они функционируют в системах управления, чем и является процесс обучения. Наличие отрицательной обратной связи делает систему устойчивой.
Анализ учебного процесса показал, что причины искажения учебной информации, которая проходит по каналу связи, следующие:
Низкая квалификация педагога, который недостаточно знает учебный материал и плохо владеет материально-техническим оснащением.
Низкий уровень обучаемости обучающихся, который не позволяет адекватно воспринять учебную информацию и преобразовать ее в соответствии с поставленной задачей.
Неадекватная конкретной педагогической ситуации обучающая технология.
Анализ научной литературы и педагогического опыта показали: чем сильнее искажение учебной информации, тем выше мощность потока обратной связи, тем сильней должно быть корректирующее воздействие. С точки зрения экономических затрат, мощное обратное воздействие является высоко затратным, так как предполагает сильное ответное действие, на которое требуются временные и прочие затраты. Поэтому основной задачей организации канала передачи учебной информации является уменьшение мощности обратного воздействия.
Чтобы предугадать уровень обратной связи, которая определяется прямым воздействием обучающей технологии, какие компоненты влияют на нее, обратимся к обобщенной модели канала передачи учебной информации. Эта модель демонстрирует зависимость обратной реакции студенческой аудитории от ее обучаемости, квалификации педагога, логической структуры учебного курса и материально-технического оснащения учебного процесса.
Все выделенные компоненты являются составляющими педагогической ситуации, а уровень обратной связи – это ее комплексная характеристика. Применение информационно-коммуникационных обучающих технологий позволяет существенно снизить отрицательное воздействие обратной связи на процесс усвоения материала.
- Дизайн в технологическом образовании школьников Лазарева т.Ф.
- Интегрированная профессиональная программа подготовки будущих учителей технологии к организации внеурочной деятельности школьников Лебедева с.В.
- Проектирование содержания электронного практикума задач по черчению Леонова и.Ю., Беженарь ю.П.
- Литература
- Технологические основы процесса выполнения объемной резьбы Лешкевич м.Л., Некрасова г.Н.
- Литература
- Условия графической подготовки будущих учителей технологий (трудового обучения) Литвин о.Н.
- Литература
- Проблемы Инновационной деятельности преподавателя высшего учебного заведения Литвинов а.С.
- Литература
- Художественные ремесла на уроках технологии Ломоносова л.В.
- Создание коллекции эскизов моделей одежды как средство формирования этнохудожественной культуры школьников Лукашевич т.М., Лукашевич к.С., Райчёнок т.В.
- Литература
- Проектирование программ производственных практик будущих учителей технологии Львов ю.В.
- Использование информационных компьютерных технологий на уроках трудового обучения Маглыш е.В., Карась с.И.
- Литература
- Современные подходы к рациональной организации самостоятельной работы студентов в вузе Макеренкова и.А.
- Литература
- Декоративное искусство в условиях современности Марков а.В.
- Литература
- Системы автоматизированного проектирования как средство повышения эффективности занятий в учебных мастерских Марченко с.С.
- Литература
- Технология формирования готовности старших школьников к предпринимательской деятельности Маслов в. А.
- Литература
- Проектирование системы теоретической подготовки будущих учителей технологий к проектно-технологической деятельности Мегем е.И., Дещенко а.Н.
- Литература
- Особенности проектирования и реализации дисциплины «диагностирование автомобилей» Медведев п.Н., Сергеев а.Н.
- Литература
- Использование средств информационно-коммуникационных технологий в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении машиноведческих дисциплин Медведь с.С., Павлик в.А.
- Литература
- Вопросы профессиональной подготовки специалистов в сфере информационной безопасности Милованович н.Г.
- Литература
- К проблеме Обучения младших школьников элементам графической грамоты на уроках технологии Моргунова и.Г.
- Литература
- «Кластеры» и «Метамарфозы» технологического образования Московченко н. Н.
- Литература
- Формирование профессиональных компетенций у студентов по профилю «Технологическое образование» Мулонов п.Ф., Корытов г.А.
- Проектная деятельность в процессе подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «технология»
- Литература
- Развитие творческих способностей студентов как средство адаптации к условиям обучения в вузе Муравьёва о.С.
- Литература
- Развитие творческих способностей младших школьников на уроках Изобразительного искусства Набиуллина в.Р.
- Литература
- Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения Набиуллина р.Р.
- Причины школьной неуспеваемости у подростков и современные подходы к её предупреждению Недень ю.В.
- Литература
- К вопросу о взаимосвязи обучающего и обучаемого в процессе обучения Никонов м.В.
- Золотарев в.Б., Клапп а.В.
- Исследовательские задания в процессе организации самостоятельной рАботы студентов Опанасенко в.П.
- Литература
- Организационно-педагогические условия формирования экологической компетентности будущих мастеров производственного обучения Осадчая м.В., Гребеник т.В.
- Литература
- Воспитание профессиональной ответственности педагога-инженера Отчик м.И.
- Литература
- Формирование профессионализма преподавателя вуза в процессе консалтинга его профессиональной деятельности Пельменев в.К., Лукашеня з.В.
- Литература
- Система методико-технологической подготовки будущих учителей технологии на основе проектной деятельности Петряков п.А.
- Литература
- Литература
- Потапенко н.Е.
- Инновационная деятельность преподавателя: перспективы и проблемы Примичева з.Н., Романчук т.А.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности будущего учителя технологии Редькин в.П., Равуцкая ж.И.
- Литература
- Особенности подготовки учителей технологии старшей школы в условиях создания на украине фермерских хозяйств Росновский н.Г.
- Литература
- Литература
- Позиционность культуры деятельности учителя трудового обучения Ротмирова е.А.
- Литература
- Возможности использования мобильного обучения в образовательной среде вуЗа Рудёнок з.Г., Струнина н.Н.
- Литература
- Инновации при организации учебного процесса высшего учебного заведения Рязанцев в.В., Бандурка л.В.
- Литература
- Роль декоративно-прикладного искусства в воспитании подростков Савенок п.И.
- Литература
- Научно-методические основы формирования умений и навыков студентов среднего профессионального образования в ходе изучения декоративно-прикладного искусства Саланкова с.Е., Климовцова н.А.
- Литература
- Цели и пути решения проблемы здоровьесохранения будущих инженеров-педагогов Самусь т.В.
- Литература
- Особенности учебно-методического комплекта «технология. Технологии ведения дома» для учащихся 5–7 классов общеобразовательных учреждений Сарже а.В.
- Бахтеева л.А.
- Информационная среда для мониторинга образовательной деятельности студентов по модульно-рейтинговой технологии Сафанков е.И., Гридюшко а.И., Сельвич а.В.
- Литература
- Формирование трудовых компетенций учащихся младших классов в школах II вида Саяпин в.Н., Саяпина н.Н.
- Литература
- Аксиологические основы
- Литература
- Преемственность технологического образования учащихся основной и полной средней школы Семенова г.Ю.
- Литература
- Литература
- Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке будущих бакалавров по направлению «педагогическое образование» Серкова е.И.
- Литература
- Проектная деятельность на уроках технологии как способ осуществления предпринимательской подготовки школьников Сибирякова л.В.
- Литература
- Цифровые медиасредства в технологическом образовании Смоликова т.М.
- Литература
- Артпедагогика как неотъемлемая составляющая творческого подхода в профессиональной подготовке будущих учителей Старченко е.В.
- Интенсивные технологии обучения в процессе подготовки будущих учителей трудового обучения Сысоева и.А.
- Литература
- Теоретические основы организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе Терещук а.И.
- Литература
- Особенности формирования креативной компетентности учителя обслуживающего труда Тихонова е.В.
- Аксиологический эталон модели выпускника факультета технологии и предпринимательства Троцкая а.И.
- Литература
- Пути оптимизации профориентационной работы со школьниками через систему непрерывного технологического образования Тужилкин а.Ю.
- К вопросу об организации подготовки студентов технических специальностей Турищев л.С.
- Литература
- Стратегия педагогического сопровождения: цели, задачи, основные принципы и этапы Туровец н.И.
- Литература
- Интерактивное обучение как средство активизации познавательной самостоятельной деятельности студентов художественных специальностей Уласевич т.П., Караулов в.
- Педагогические условия организации и развития самостоятельной контролируемой работы студентов заочной формы обучения по дисциплинам декоративно-прикладного направления Уласевич т.П.
- Литература
- Взаимодействие высшей школы и образовательной организации в области технологического образования Халтуева а.М., Халтуев л.А.
- Учет Индивидуально-психологических особенностей студентов как фактор оптимизации процесса обучения Хаустов с.Л.
- Дидактические возможности мультимедийных средств образовательного назначения в процессе изучения технологий Хоменко л.Н.
- Изучение современного производства на уроках технологий Хоменко л.Н.
- Литература
- Предложения по совершенствованию разделов «Технология» Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Российской Федерации Хотунцев ю.Л.
- Мотивы и достижение успеха на уроках трудового обучения Худяков а.Ю.
- Литература
- Литература
- «Найти идею», или как в школьном проекте сделать изобретение Челтыбашев а.А.
- Ориентация старшеклассников на городское хозяйство как сферу реализации будущих профессиональных интересов Черкашин е.О.
- Титов е.В.
- Техническое творчество школьников Чурбаев р.В.
- К вопросу об интеграции теоретической и практической подготовки бакалавров в вузе Шарафутдинов а.М.
- Литература
- Формирование системы непрерывного технологического образования в системе «школа-ссуз-вуз-работодатель» Шаталов м.А., Мычка с.Ю.
- Литература
- Трудовая деятельность как средство коррекции межличностных отношений учащихся в классах интегрированнного обучения Швед м.В.
- Литература
- Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие технического мышления будущих учителей технологий Шевель б.А.
- Литература
- Математическая подготовка будущих бакалавров педагогического образования профиля «технология» Широкова а.Ю.
- Литература
- Конкурсы декоративно-прикладного творчества в становлении будущих учителей технологии Широкова с.Ю.
- Развитие творческих способностей школьников
- В процессе обучения технике «Квиллинг»
- На уроках технологии
- Шмелева а.С., Беляева м.И.
- Литература
- Изучение педагогического опыта в методической подготовке студентов Щербакова л.Б.
- Литература
- Использование занимательных материалов в трудовой подготовке учащихся Юдицкий в.А.
- Методические аспекты формирования профессионально-личностной успешности учителя технологии Круглова н.Р.
- Литература